Иван Бунин свидетельствует

Дневники писателя раскрывают пикантные подробности жизни семьи

Издатели сегодня не балуют своим вниманием прозу русских эмигрантов. И вот — событие: недавно на прилавках появился двухтомник дневников писателя и его жены Веры Муромцевой. Издание уникальное. Практически впервые опубликованы документальные свидетельства о некоторых пикантных событиях в их жизни, о которых нам было смутно известно из воспоминаний современников.



О чем не говорилось вслух
Двухтомник называется “Устами Буниных”. Оба они, и Бунин, и Муромцева, имели привычку годами доверять дневниковым тетрадям то, о чем не считали нужным говорить вслух. Наиболее любопытную главу их жизни представляют годы, проведенные на старой вилле в Грассе. В частности, те несколько месяцев, которые предшествовали присуждению Бунину Нобелевской премии. До сих пор об этом мы знали только из книги бунинской пассии, поэтессы Галины Кузнецовой, “Грасский дневник”, тоже, кстати, в этом году переизданной, и по воспоминаниям критика Александра Бахраха “Бунин в халате”, вышедшим пять лет назад.
Бахрах и Кузнецова долгое время жили у Буниных на вилле “Бельведер” почти что на правах членов семьи. Тогда же вместе с ними там обитал никому не известный сегодня писатель, кстати, бывший рижанин, Леонид Зуров. Те, кто посмотрел кинофильм “Дневник его жены”, имеют представление, какие страсти в этой компании возгорались и гасли на лету, перелопачиваясь в прозу, стихи и дневниковые записи.
Собственно, дневники Буниных так долго не печатались именно потому, что считались интимными. И только теперь, когда время пожелтело дальше некуда, их осмелились издать. И оказалось, что ничего такого очень уж нескромного в них и не содержится. Во всяком случае, по сравнению с книгами Кузнецовой, Бахраха и упомянутого кинофильма, они вообще чисты и невинны, как уста ребенка. Те, которыми глаголет истина.




Редкие птицы 


Выросло целое поколение, не видевшее на прилавках магазинов книг Алданова. По единичным романам криминального содержания Газданова и Набокова, попадающимся сейчас в продаже, вряд ли поймешь, что эти два писателя — самые серьезные в эмигрантской литературе. О прозе Берберовой, Гиппиус, Ходасевича многие даже ничего не слышали. Из книг Бунина если что-то и можно еще найти на прилавках, то лишь его “Темные аллеи”. А ведь только что минуло 135 лет со дня его рождения.


 


Что может зависть
Уже ни для кого не секрет, что русские эмигранты, вернее, многие из тех, кто относился к пишущей братии, Бунина недолюбливали. Почему? Наверное, из зависти. Никто из эмигрантов не оставил таких шедевров в прозе, как Бунин. Не хуже его писали разве что Набоков и Газданов. Это, действительно, крупные мастера, тогда как остальные выше средней руки не поднимались. И в поэзии тоже равных ему, как известно, было раз, два и обчелся. Между тем Бунина уличали и подозревали бог знает в чем. Его называли “жалким эпигоном Тургенева и Льва Толстого” — в этом особенно отличился скандальный мемуарист Яновский. Из того, что Бунин всей душой болел за Россию, когда по ней топтались гитлеровцы, раздули целый миф об измене белому движению. Даже утверждали, что он поднял тост за Сталина на банкете в русском посольстве по случаю победы. А на самом деле все было наоборот. Бунин единственный из присутствовавших там эмигрантов пить за Сталина не стал… Из его отношений с Кузнецовой тоже в общем-то, хоть и не без причины, раздули огромную сплетню. Хотя все это пустое. Но… так по крайней мере считалось, очень уж было созвучно с “эротическими” рассказами из “Темных аллей”.
Появление двухтомника “Устами Буниных” расставило все точки над i. Поклонникам и исследователям творчества писателя его дневников очень не хватало. Слишком долго издать их в России не было никакой возможности, так как Зуров, завладевший архивом после смерти Муромцевой, продал его некой преподавательнице Эдинбургского университета Мелице Грин. А она перепродала дальше — в мало кому известный университет города Лидс. Заполучить бунинский архив оказалось делом сложным. Поэтому то, что дневники наконец оказались изданными в России, — это большое событие.

10.11.2005 , 10:08

Телеграф


Написать комментарий