Не бывает безвыходных ситуаций

В жилищную комиссию обращаются люди, оказавшиеся на грани. Безвыходность положения вынуждает идти на унижение, причиной которого является отчасти собственная оплошность.

Кто-то уходит после принятого решения комиссии окрыленный надеждой, а кому-то приходится решать, как ему жить дальше своими силами. Закон суров, но это закон. Но как бы там ни было, общаться с каждым из этих людей следует с пониманием, потому что они все ищут помощи.
Г-жа  Хелена Солдатенок, управляющая делами городской думы, а также председатель жилищной комиссии, согласилась дать интервью корреспонденту «Миллиона» и ответить на ряд вопросов по своей работе в этой области.
— Г-жа Солдатенок, Вы являетесь председателем жилищной комиссии думы. Скажите, пожалуйста, какие основные задачи и направления работы стоят перед этой структурой?
— Жилищная комиссия, согласно Закону о самоуправлениях, создана из депутатов самоуправления и жителей. В нашем городе она состоит из представителей тех партий, которые победили на выборах и вошли в состав думы. Задач, поставленные перед нами в первую очередь — это выделение жилья людям, состоящим на учете, продление договоров найма и рассмотрение спорных вопросов.
На данный момент проблема состоит в том, что у нас практически нет свободных квартир, но уже с этого года принято решение о строительстве частично благоустроенного жилья, проживание в котором было бы легче оплачивать тем, кто его получит.
— Как подбирался состав комиссии, какие люди туда входят и являются ли они профессионалами?
— В состав жилищной комиссии предлагалось выдвигать людей, имеющих некоторые навыки в подобной работе и знающих основные законы. Сюда входят представители партий, а также члены городской думы: представитель партии «Латвияс цельш» — Вильгельм Малина, Первой партии — Евгений Рыбкин, объединения «ЗаПЧЕЛ» — Людмила Федорова, «Латгалес Гайсма» —  Ливия Янковска и «Яунайс Центрс» —  Григорий Немцов. От думы же задействованы Валентина Дубина — юрист жилищного хозяйства,  Олег Толмачев — заместитель мэра и руководитель по вопросам жилищного хозяйства, Марите Лининя — руководитель жилищного отдела, Марина Димитриева — юрист,  Жанна Кулакова — руководитель Управления социальных дел и я, Хелена Солдатенок — председатель жилищной комиссии. Хотя не все члены комиссии являются профессионалами, но они представляют общественность. При ознакомлении с законами набирают опыт, ориентируясь на основной закон о найме и о помощи самоуправления в жилищном вопросе.
— Лично Вы как представитель комиссии долгое время руководили Центром соцпомощи города, о Вас хорошо отзывались люди, и Вы были депутатом Сейма. Используется ли Вами Ваш наработанный опыт в работе по руководству жилищной комиссии?
— Я хорошо владею законодательной системой, и эти знания помогают мне в решении многих вопросов. Например, понятно могу изложить человеку статьи закона, многие термины, которых он просто не знает. А это в моей работе очень важно.
— Иногда к Вам приходят такие люди, что причина их бедственного положения просто очевидна с первого взгляда на них. Не оставляете ли без оказания помощи, когда видите перед собой человека с полным отсутствием возможности? Что Вы в таком случае можете ему предложить?
— Безвыходной ситуации, как правило, не бывает. Но тем не менее в нашу обязанность входит оказание помощи в решении проблемы данного человека, и шанс мы предоставляем. Жилищная комиссия, которая была до нас, все вопросы решала более формально. Назвав причину отказа, обусловленную законом, отправляла просившего без особого вникания в его положение дел. И заседания в те времена проходили только два раза в месяц по два часа каждое.
Теперь же комиссия рассматривает жилищные вопросы три раза в месяц, и затягиваются они до шести часов. Цель заключается не только в том, как ответить, что по логике вещей мы ничем не обязаны в разрешении некоторых вопросов, но и в том, чтобы все-таки помочь. Хотя на данный момент особо не из чего.
Но если приходят настроенные агрессивно и начинают яростно оспаривать наше решение, мотивируя лишь им ведомыми причинами, то, конечно, мы по всем правилам и законам вынуждены отказать. Хотя подобные вспышки — явление редкое.
— Встречаются ли ситуации, когда неуплата связана не с материальными проблемами?
— Получается весьма интересная картина: за свет, воду и газ счета оплачиваются вполне добросовестно, а вот за отопление в некоторых случаях считают платить необязательным. Вот отсюда-то вся проблема и возникает. Накапливается задолженность, а потом приходит заказное письмо-предупреждение из ПЖХ. На дом с почты его приносят только один раз, но адресат или не на месте, или еще по какой-то причине это письмо не получает и ничего о нем не знает. Второй раз это письмо на дом не приносят, и получается, что человек в известность не поставлен. Дело доходит до суда. Но перед этим списки должников рассматривают и принимают решение, подать их в суд или на какое-то время еще отложить. Должника вызывают на комиссию, выслушивают, что он думает по этому поводу, и излагают ему суть дела.
Возможно, что при некотором стечении обстоятельств ему дадут срок на погашение долга, и если да, то ПЖХ забирает дело из суда и процесс останавливается. Но даже если суд состоялся и назначено наказание, то все равно остается шанс на отработку (что уменьшит задолженность), помощь в трудоустройстве и полгода на погашение части долгов. Если не все еще так запущено, то можно и сохранить жилье и погасить долги. Единственное условие после этого — в течение десяти лет жилье нельзя будет приватизировать, продать или обменять. Таковы правила. Но бывают ситуации, когда никакие отсрочки уже не принимаются. Отказывают тем, кто злостно не являлся на комиссию, длительное время не проживал в своей квартире или содержание таковой было в антисанитарных условиях. Исключение составляют дети, инвалиды и пенсионеры. Им мы обязаны предоставлять жилье.
— От имени родителей или сами приходят несовершеннолетние с просьбой поставить их на очередь. Чем по большому счету объясняется мотивация таких желаний и возможно ли в их ситуации оказать им подобную помощь?
— Согласно закону, несовершеннолетних ставить на получение жилья мы не имеем права. На учет у нас отдельно поставлены сироты, не имеющие родителей или лишенные возможности с ними проживать. Другим же без весомых на то причин мы отказываем.
— По тому, что мне лично довелось увидеть и услышать, присутствуя на комиссии, проблема каждого к Вам пришедшего в буквально смысле — трагедия. Как установить причину такого положения, имея в виду — правда или актерское мастерство?
— Предварительно общаясь с данным человеком, можно собрать о нем всю нужную информацию. Но если сведений будет недостаточно, то обман был бы вполне возможен. Поэтому все сложные вопросы несколько раз пересматриваются с особым тщанием. И обмануть нас возможным не представляется.
— Часто ли случаются такие неприятные ситуации, как приватизация квартиры, а потом продажа оной, после чего человек, оставшись без жилья и денег, опять идет к Вам на поклон с душещипательной историей?
— Достаточно часто, особенно у меня на личных приемах. Как правило, это пожилые люди, бывшие заключенные и умственно отсталые инвалиды. Фактически во всех ситуациях эти люди являются обманутыми кем-то. То есть сам факт продажи квартиры был задействован лишь их подписью, где значилось, что все заключено с их согласия. Но мы в такой ситуации уже ничем помочь не можем. Исключение допустимо лишь в отношении умственно неполноценных. Возможно, конечно, проданную таким путем квартиру вернуть через суд, указывая на то, что произошедшее — следствие обманного приема. Нередки случаи, когда одинокие старики приватизируют квартиры на третье лицо, а в итоге оказываются обманутыми. В таком случае допустима обратная приватизация, но это очень долгий и тяжелый процесс. Вообще в подобных операциях должен быть задействован Сиротский суд, который обязан следить за такими людьми и при подобной приватизации, кажущейся не совсем правильной и даже странной, заключать договор содержания. В этом случае третье лицо будет обязано нести ответственность, и обман как таковой уже не состоится.
— Уместно ли в Вашей работе эмоциональное отношение ко всем ситуациям?
— К таким ситуациям вообще невозможно относиться спокойно, потому что это все человеческие судьбы. Я благодарна членам комиссии за человечность по отношению к особо тяжелым случаям. Принимать решения очень трудно, особенно тогда, когда по закону мы ничего не обязаны предоставлять, но несмотря на это, стараемся найти допустимые варианты. И хотелось бы, чтобы посетителями такое отношение ценилось.
— Какой выход возможен тем, у кого уже начали расти задолженности, а погасить их не хватает средств?
— Само по себе ничего не уладится, в подобной ситуации на «потом» лучше не откладывать. В первую очередь следует обратиться в жилищно-коммунальное хозяйство и с юристами обсудить свою проблему, чтобы по возможности выплачивать долги постепенно. Во-вторых, если проблемы с платежеспособностью — пойти в Управление социальных дел и поговорить о видах пособий, чтобы долги не накапливались впоследствии. А в-третьих, если эта квартира уже приватизирована, то найти вариант ее продать и приобрести меньшую. Если жилье муниципальное, то обратиться к г-ну Толмачеву или ко мне, чтобы искать выход из создавшейся ситуации.
Также не стоит бояться и впадать в панику, если оплачивать жилье не представляется возможным, а статус малоимущего не положен. Все будет нами несколько раз пересмотрено. Единственное — убегать от ответа не следует. Вот это как раз и усугубляет всю сложность проблемы. Если человек начинает мотивировать тем, что ни о каких счетах и долгах он ничего не знал и сообщений в письменном виде не получал, то это его от ответственности не освобождает. Самое главное — не прятаться, а явиться на комиссию, когда уже вызвали, и честно признаться в своей проблеме. А выход из нее мы найти поможем.
Поблагодарив г-жу Солдатенок за подробные ответы на заданные вопросы, я сделала вывод и сама для себя: все проблемы наши от того, что мы злостно хотим от них уйти, что впоследствии и приводит нас к пресловутому «разбитому корыту». А также другая наша беда заключается в том. что некоторые вещи нам кажутся необязательными и неважными. Потом лишь с запозданием начинаем соображать, когда ситуация поставит к стенке.
Нет безвыходных ситуаций, нет неразрешимых проблем, но есть жизнь, которая нам дана, и просто так в ней ничего не бывает. И самое верное, беспроигрышное решение в нашей жизни — не избегать своей проблемы, а наоборот, идти к ней навстречу. Тогда лишь найдутся и решение, и помощь, а допущенная ошибка окажется вполне поправимой.

09.11.2005 , 10:05

Надежда ВЯЗМИТИНОВА


Написать комментарий