Марки способны изменить судьбу 2

Первые в своей жизни марки, на которых была изображена военная техника, харьковский мальчишка увидел у кого-то из своих приятелей. «Долго я их рассматривал — интересно же, ведь тогда шла война, наши отцы воевали, а на маленьких почтовых марках были нарисованы танки, эпизоды боевых сражений...» — вспоминает, перелистывая пухлый альбом с марками, седовласый человек. Евгений Васильевич Беликов уже без малого 60 лет коллекционирует почтовые марки и четверть века возглавляет Даугавпилсское общество филателистов.

— Отец, узнав из писем о моем увлечении, поощрял его и в каждом письме с фронта теперь слал мне несколько марок. Как я ждал этих писем! Ведь весточки от отца несли в себе не только живые рассказы с передовой — их обязательно дополняли марки. Вслед за победным наступлением советских войск и марки приходили ко мне из Венгрии, Румынии, Австрии, а от родного дяди — из Польши, Германии…
Так было положено начало его коллекции. Первые годы он собирал марки на любые темы. Но со временем сам понял, что объять необъятное невозможно, и стал ограничивать свои интересы только странами Европы. А когда поступил в Харьковское авиационное училище, тут уж его мыслями бесспорно завладела авиация. Десятки, сотни, тысячи почтовых миниатюр с изображением самолетов различных конструкций и знаменитых летчиков, поднимавших в небо эти летающие машины, заполнили его жизнь. На службе он имел дело с одними самолетами, после службы, дома — с другими. Где бы ни довелось потом служить Евгению Беликову — в Хабаровске, Владивостоке, Армавире или в подмосковной Балашихе — везде он становился председателем первичной организации Всесоюзного общества филателистов. Принимал участие сначала во всесоюзных, а позже в международных выставках, составляя свои экспозиции по какой-то определенной авиационной тематике. Получал награды. Их у него много накопилось разного достоинства: бронзовые, серебряные, золотые медали.
В Даугавпилс привела любовь к авиации
Одной из причин того, что Даугавпилс стал новым местом назначения для военнослужащего Евгения Беликова, было то, что здесь, в военном авиационном училище (тогда ДВВАИУ) учился его сын. Да, сын тоже вслед за отцом выбрал авиацию. И остался верен ей всю жизнь. Ну а марками он только интересовался, но серьезным филателистом не стал.
Зато сам Евгений Васильевич, как только переехал в Даугавпилс, сразу стал искать единомышленников-коллекционеров. И, конечно же, нашел, среди них были такие увлеченные люди: работник типографии Э.Хрженевский, работавший тогда на заводе химволокна О.Степанко, трудившаяся на обувном комбинате Э.Вильчинская. И еще много других, с которыми интересно было беседовать, делиться новой информацией, обмениваться марками. Интенсивная работа велась тогда и среди начинающих филателистов — уже опытные в этом деле люди приходили в школы на встречи с подростками, рассказывали о марках и в юных сердцах обязательно находили отклик. Поэтому работали многочисленные кружки, действовала молодежная секция филателистов.
— Да разве можно остаться равнодушным, когда, допустим, на небольшой марке видишь модель гоночной машины, участвующей в гонках «Формулы-1»? — рассказывает Евгений Васильевич. — А рядом на марке изображен сам пилот этой сверхскоростной машины. Юный человек сразу найдет здесь и первичную информацию: где, когда состоялись соревнования, кто в них победил, какая страна выпустила эту красивую марку. Сколько сразу новых знаний получает заинтересовавшийся человек! Тут тебе и география, и история, и спорт, и многое другое… Вообще марками по-настоящему могут увлечься только глубокие, неравнодушные натуры, захваченные страстью узнать об окружающем мире как можно больше.
Сам Евгений Васильевич кроме главной своей темы — авиации собирает марки по живописи. В свое время он отдал дань коллекционированию значков, спичечных этикеток и многого другого, из которого по сей день серьезным образом занимается только филокартией — собиранием почтовых открыток. Его коллекция как раз и легла в основу выпущенного в этом году прекрасного альбома, содержащего без малого сто уникальных открыток, на которых изображен Даугавпилс в 1899—1918 годы.
На 50-й слет приглашают всех старых друзей
Традиция проведения в Даугавпилсе зональных слетов коллекционеров дважды в год (в последнее воскресенье апреля и октября) родилась в клубе в 1981 году, с приходом Евгения Беликова. Сам же клуб существует с 1964 года. Особо популярными эти слеты были в середине 80-х годов — на традиционные сборы съезжались сотни коллекционеров — из Ленинграда, Калининграда, Минска, Витебска, Полоцка, Вильнюса, Риги, прибывали даже специальными чартерными рейсами автобусов. Спектр интересов на таких слетах был широким — увлеченные люди не только устанавливали знакомства, но и обменивались при встречах коллекционными материалами: почтовыми марками, конвертами, открытками, монетами и банкнотами, книгами, спичечными этикетками, значками, знаками отличия, календариками и телекартами, знаками пивной атрибутики, моделями спортивных машинок, самолетов и многих иных направлений в коллекционировании. Это было похоже на большие праздники-ярмарки для увлеченных людей.
После 90-х годов, когда коллекционеров разделили границы и таможни, слеты стали менее массовыми. Нынешний 50-й слет, который состоится 30 октября, как обычно, в ДКиС, соберет за свои демонстрационные столы не только даугавпилчан, но и многочисленных гостей из Риги, Краславы, Резекне, Екабпилса, а также из многих городов Литвы. Будут оформлены специальные стенды, на которых будут представлены материалы по истории минувших слетов и наиболее интересные коллекционные материалы некоторых членов клуба.
Специально к юбилейному слету выпущены памятные конверты, на которых воспроизведена марка 1939 года — первая и единственная в истории марка, на которой изображен Даугавпилс — наш Дом единства. Выпущен и специальный клубный штемпель гашения. Будет работать рижский магазин филателии, а почтовые работники в честь 50-летия погасят экземпляры коллекционеров специальным штемпелем.
— К нам иногда приходят люди, к которым по наследству от родителей перешли многочисленные альбомы с марками, — замечает Евгений Васильевич. — И они не знают, что с ними делать. И таким мы всегда дадим советы, покажем каталоги тех лет, из которых они сами увидят, сколько стоят те или иные марки соответствующих годов. Кто-то сумеет продать часть коллекции, а кто-то и сам загорится идеей начать коллекционировать что-то значительное, красивое, редкое.
— Посмотрите, какую марку я получил вчера от своего давнего коллеги из Австрии, — говорит мой собеседник, осторожно, с помощью пинцета вынимая из кляссера необычный экземпляр. Вся площадь марки была… вышита (!) шелковыми нитками изумрудно-салатового цвета, а прямо посредине цвел белоснежный эдельвейс. Даже зубчики у этой рукотворной марки были вышиты нитями более светлых тонов. Перед нами лежало миниатюрное произведение искусства, от которого трудно было отвести взгляд. Оставалось теперь узнать, где цветут такие чудо-эдельвейсы, чем знаменит этот цветок, кто автор этой шелковой марки-шедевра…

27.10.2005 , 12:16

Татьяна ЗАХАРЧУК


Написать комментарий

molodec Э.Хрженевский,ja znakom s ego vnukom ili pravnukom.

Э.Хрженевский-odin iz samih legendarnih kollekcionerov v epohu bronzovogo veka.Ego vnuk ili pravnuk poshel po ego stopam.Pavels Hrzenevskis eto ego vnuk.

Написать комментарий