Жертва хулиганов

Во вторник, 6 сентября, в центре легочных заболеваний скончался Александр Ковалев-Кривоносов. У пожилого мужчины была ампутирована нога, врачи поставили диагноз: пиелонефрит, почечная недостаточность. Когда мужчина поступил в больницу с переломами руки и ноги и сотрясением мозга, никто не ожидал, что он умрет.

Что же случилось с известным в городе человеком, активным участником многих литературных чтений и других мероприятий, проводимых русскими культурными обществами. Почему мужчина, в раннем детстве сумевший пережить опыты фашистских палачей-медиков, прекрасно выглядевший в свои 67 лет, отличный семьянин, который вел здоровый и активный образ жизни, умер на больничной койке? Кто отнял у него возможность нормально и плодотворно жить? Кто виноват в его смерти?

Судьба Александра Ковалева-Кривоносова достойна пера Валентина Пикуля. Крестный путь Александра начался в самом раннем детстве. Его мама Муза Константиновна в 30-е годы прошлого века выиграла 200 латов – при Ульманисе это было целым состоянием. Половину она оставила маме, а на 100 латов решила махнуть в Париж на выставку. В то время этих денег вполне хватало на вояж из Риги во Францию.
В поезде Лион-Париж юную Музу ограбили. Она не смогла предъявить контролерам билет, ведь он был тоже украден. Вышла девушка на перрон. Села на скамейку и заплакала. К ней подсел мужчина. Оказалось – это ее судьба. Муза и Александр поженились и счастливо зажили во Франции. Родились два сына. Старшего назвали Сашей. Но вскоре Францию оккупировали гитлеровцы, и счастливой жизни пришел конец. Мать и отец Саши не затаились, стараясь пережить оккупацию, они всеми силами стремились помочь Сопротивлению. Муза перевозила мины и снаряды в детской коляске, а сверху сидел Сашенька.
Вскоре женщину арестовало гестапо, а малыша отправили в госпиталь – в качестве подопытного кролика. Музе в гестапо жгли руки, зажимали пальцы в специальном устройстве. Ее пытал известный нацистский преступник Барбье. Впоследствии она давала показания против него на судебном процессе. Чудом женщину спасли от расстрела соратники по Сопротивлению. Александру-старшему удалось избежать ареста. У маленького Саши в специальном отсеке немецкого госпиталя выкачивали кровь, издевались, били, кормили отбросами. С тех пор у Александра возникла непереносимость молочных продуктов. Отец мальчика работал на велосипедном заводе, директор которого сочувствовал освободительной борьбе. Этот француз и помог вызволить ребенка.
В 1947 году семья переехала из Франции в СССР. Через какое-то время Александр Ковалев-Кривоносов стал даугавпилчанином. Шло время. В начале 60-х годов он встретил свою любовь и судьбу. 44 года прожили Александр Александрович и Софья Ильинична в счастливом браке. Софья с малолетства тоже пережила ужасы фашизма. Ее чуть не сожгли живьем в одной из белорусских деревень. В Даугавпилсе чтят ветеранов и узников фашизма. Семья Ковалевых-Кривоносовых пользовалась известностью и любовью горожан. И вдруг такое…
День 26 апреля этого года начинался чудесно. Супругов пригласили в Консульство Российской Федерации – им вручили медали в честь 60-летия Великой Победы. Возвращаясь домой в Гаек, они зашли в магазин «Супер-нетто». Затем Софья Ильинична решила съездить по делам в Русский дом, а Александр Александрович отправился домой на ул.Нометню, 18. По дороге он (на свою беду) задумал купить журнал. Тут-то его заметили два подростка: «Ага, у дедули в кошельке денежки есть!» И припустили двое хулиганов за дедулей, который шел с тросточкой. Александр Ковалев-Кривоносов уже подымался на пятую ступеньку по лестнице своего дома, когда хулиганы решились на ограбление. Предварительно 15-ти и 16-летний парни огляделись, нет ли кого вокруг. Девчонок, которые сидели в машине, они не заметили. А ведь именно по их показаниям задержали напавших на старика двоих цыган, привыкших к вольной жизни. Именно из-за них он лишился ноги, а в конечном итоге – скончался на больничной койке.
Один из преступников совсем недавно, в феврале, уже был судим. Срок получил условный. Похоже, это не стало ему уроком. Амит с Артуром гуляли, когда заметили прихрамывающего старика. Один из приятелей напал на него на ступеньках родного дома, толкнул и отнял кошелек. Добычу разделили на двоих. Дед кричал, вот они и пустились наутек.
…Когда Софья Ильинична направлялась к дому, ей позвонил муж и сказал, что его увозят на «Скорой помощи». Женщина побежала к дому и успела застать медиков, которые сказали, что поводов для беспокойства нет. К сожалению, они кардинально ошиблись. Перелом ноги оказался непростым. Нога под гипсом загноилась – возникла гангрена. У мужчины был сахарный диабет, раны заживали плохо. Когда жена сама сняла с него гипс (как посоветовали медики), она увидела темное пятно. Хотела вызвать специалиста-хирурга, но тот приехать не пожелал и по телефону заверил, что «это пролежни». Оказалось – гангрена. День 26 апреля стал для семьи Ковалевых-Кривоносовых не радостным – роковым.
В июле Александру Александровичу ампутировали ногу. Потом выписали домой. Но через пару дней у него наступила диабетическая кома, и его снова отправили в больницу. Состояние больного оставалось крайне тяжелым. 6 сентября, около 20.00 вечера, он скончался. То, что не удалось совершить фашистам, сделали местные подонки. «Отвязанные» пацаны, которые готовы избивать всех, кто слабее их. Парни без моральных и нравственных норм. Одним словом – бандиты. Ведь если бы не напали они на Александра Александровича Ковалева-Кривоносова, он жил бы еще долгие годы.

08.09.2005 , 12:58

Наталья АСТРАТОВА


Написать комментарий