Гипноза не существует!

Чтобы убедиться в этом, корреспондент "Телеграфа" позволила себя загипнотизировать

На встречу с Жаном Беккио — известным французским гипнотерапевтом, содиректором Эриксон-колледжа в Париже, вице-президентом французской Ассоциации гипнотерапии, я шла с любопытством и опаской. (Мэтр приезжал в Ригу, чтобы провести пару семинаров.) А вдруг и я подпаду под его чары и не смогу управлять своим сознанием?



Помню приезд артиста в наше студенческое общежитие. Набившимся в маленький зальчик ребятам гипнотизер предложил сцепить обе руки в “замок” и, сосчитав внушительным голосом до десяти, велел выйти на сцену тем, кто не смог самостоятельно высвободить пальцы. Как же я была счастлива, что мысленно приказала себе не слушаться внушаемой команды! Выуженных из зала страдальцев погрузили в транс и заставили то собирать ягодки в лесу, то играть в снежки, чуть ли не летать. Одну девушку гипнотизер положил, как бревно, на спинки расставленных стульев, уселся на нее сверху, да еще и попрыгал, как на диване. Правда, “проснувшись”, ребята ощутили необыкновенный прилив сил и эйфорию. Но что они вытворяли на сцене, никто не помнил.
Словом “гипноз” обыватель называет все, что связано с манипуляцией человеческим сознанием — здесь и нейролингвистическое программирование, и так называемый 25-й кадр, и отвлечение внимания. Жан Беккио и его единомышленники на основе работ Милтона Эриксона создали понятие Нового, или психодинамического, гипноза. В своей работе Беккио использует элементы западных гипнотических школ и традиционной восточной медицины.




Играют не все


Особенность метода Жана Беккио, который он создал совместно с Шарлем Жусленом, в том, чтобы показать пациенту возможность самому ввести себя в гипноз. Метод очень хорош в лечении алкоголизма, менее действен при наркомании. В США проводят эксперимент по снятию с помощью Нового гипноза зависимости от азартных игр. Уже есть очень обнадеживающие результаты.


 


Для чего это надо?
— У меня как терапевта тоже было прежде предвзятое мнение о гипнозе, мол, фокусы, — признался в разговоре с Телеграфом Жан Беккио. — Все изменила поездка в Китай в 1980 году.
Беккио присутствовал во время приема пациентов у одного старого китайского врача, который работал в рамках традиционной медицины. Он проверил пульс у больного, послушал сердце, но во время осмотра все время повторял какие-то стихотворные фразы, и пациент находился в глубоком трансе. На удивленный вопрос Жана об использовании гипноза китайский врач ответил, что ему неизвестно такое слово, а он просто обращается к энергии пациента, чтобы улучшить циркуляцию крови.
— Раньше я считал, что для гипноза надо быть каким-то особенным, взгляд, как у Кашпировского, — смеется Жан. — Теперь я уверен, что технику гипноза может легко освоить любой человек.
За 20 лет преподавания Жан Беккио обучил технике гипноза 500 человек во Франции, около 700 в России и уже 100 в Латвии. Новый гипноз применяется в кардиологии, гастроэнтерологии, неврологии, гинекологии, дерматологии, для облегчения страданий больных раком или СПИДом, которым уже не помогают обезболивающие средства.


Почему мы отдаем золото цыганам
Разговор заходит о “темных” сторонах гипноза. Я рассказываю Жану Беккио сюжет одного российского сериала, где гипнотизер, применяя свои способности, беззастенчиво грабил дома богатых дам. Одна старушка приметила его и доложила все милиции. Накануне опознания преступник пришел к ней домой и приказал “забыть” его внешность.
— Гипноза не существует! — в очередной раз удивляет меня Жан. — Никто на планете не может посмотреть кому-то в глаза и сказать: “Спите!” Иначе этим бы пользовались, допустим, преступники, которые часто умнее многих полицейских. Человек может быть загипнотизирован только в том случае, если он заинтересован в этом. Ваша старушка в фильме боится этого человека, она не хочет его узнать, поэтому и позволяет себя загипнотизировать.
Тогда я вспоминаю собственный печальный опыт, как в российской электричке, находясь, как мне казалось, в полном уме и трезвой памяти, я добровольно сняла с себя все золото и отдала стайке цыган, которые меня окружили.
— Цыгане используют технику отвлечения внимания, — объясняет Жан. — Это манипуляция сознанием. Если бы вы сами владели гипнозом, они не смогли бы вами управлять.


Самогипноз против сектантов
Поэтому Беккио и его последователи так настойчиво советуют всем изучать самогипноз, чтобы не стать жертвами чужой воли. Особенно это актуально в противостоянии различным сектам, которые используют в своей деятельности технику запугивания, отвлечения внимания и манипуляции.
— Если секта начала манипулировать человеком, то очень сложно вернуть его к нормальной жизни — что бы вы ни сказали ему, будет вызывать только отрицание. Поэтому людей надо учить заранее, чтобы они были вооружены, — поясняет Жан. — Кроме того, самогипноз укрепляет определенные зоны мозга, позволяет управлять своими эмоциями, помогает усвоению информации, снимает стресс. Мозг счастлив, когда человек под гипнозом. Специальный аппарат PET-skanner, разработанный учеными, показал, что во время гипноза в мозгу включается “центр удовольствия”.


Снег посреди лета
Жан Беккио предлагает мне испытать это на себе, и я не могу удержаться от искушения. Я не лежу на кушетке в кабинете психотерапевта, мы сидим в обычном рижском кафе друг напротив друга. Отложив в сторону столовый прибор, Жан улыбается и говорит: “Будем делать упражнения, закройте глаза!” Как вы понимаете, раз я это теперь описываю, значит, все прекрасно осознавала и запомнила. Точно могу сказать, что ни секунды не спала. Беккио ничего не навязывал мне помимо моей воли, а только заострял мое внимание на чем-то конкретном. Ровным спокойным голосом Жан сначала предложил мне осознать окружающий меня мир. И я словно заново услышала мелодичную музыку, заполняющую кафе.
“Почувствуйте ваш собственный внутренний мир”, — продолжал голос. Усмехнувшись, но не открывая глаз, я углубилась в себя. “А теперь сконцентрируйтесь на одной только части вашего мира — ну, допустим, руке, которая держит авторучку, — сказал Жан, и все мои мысли сосредоточились на кисти. — Вы стоите посреди снежного поля, рядом сугроб, вы засовываете туда руку, ваша кисть занемела”. Я действительно перестала владеть пальцами, хотя мозг продолжал работать.
Жан “высвободил” меня и рассказал, что обучает своих пациентов самогипнозу, чтобы они могли противостоять боли при переломах конечностей и позвоночника. Он, кстати, заверил, что, несмотря на состояние, в котором только что находилась, я полностью отдавала себе отчет в происходящем, и если бы, допустим, кафе загорелось, первая бы сорвалась с места и побежала наружу.
А настроение у меня действительно поднялось, как будто со мной произошло что-то необыкновенно приятное.

26.08.2005 , 10:40

Телеграф


Написать комментарий