Обнимая «Боинг» нежными руками 1

К своей мечте стать пилотом юрмальчанка Алина Залетова шла 16 лет

Договориться о встрече с Алиной оказалось делом нелегким — работа такая: то плановые рейсы, то неплановые. Помогло то, что Алина продолжает учиться. Мало ей быть вторым пилотом, очень хочется когда-нибудь войти в кабину воздушного лайнера командиром корабля. “Совпали” мы после занятий, потому что тот день оказался учебным…



Найти и не сдаваться
Эта фраза из “Двух капитанов” вспомнилась уже после нашей встречи. Показалось, что к жизни Алины она подходит как нельзя более точно.
— Почему я стала летчицей? Односложно на этот вопрос не ответишь. В роду авиаторов нет. Но в 12 лет я неожиданно и резко поняла, что хочу летать. Какое-то откровение нашло, и я поняла — это мое. Ни до, ни после у меня в жизни больше не было, чтобы я так четко знала, что мне надо.
С этого момента началось целенаправленное шествие Алины к своей мечте. Спорт (занималась легкой атлетикой, художественной гимнастикой, где дошла до кандидата в мастера спорта), английский язык, хотя в школе у нее был немецкий. Решила было со зрением разобраться, да пришлось это дело отложить на потом — пока организм в развитии, коррекцию делать нельзя. Эту операцию Алина прошла только в 1999-м, когда ей было уже 23 года.
— Из-за зрения после школы я не смогла поступить на летный факультет Авиационного университета в Риге. Пришлось пойти в авиаинженеры — все ближе к самолетам. Это сейчас летать можно даже в очках (только имей запасные), а тогда было жестко — надо было иметь идеальное зрение. И еще гражданство Латвии. А я хоть здесь и родилась, его не имела. Но вы же знаете, какая непростая и продолжительная это процедура. А как меня от авиаинженеров отговаривали! Мол, неженская работа. Может, поэтому на курсе я была единственной девушкой. Но я-то понимала, что иначе до самолета не доберусь.




Эпизод


— Сажала я самолет в Гамбурге, — рассказывает Алина Залетова. — Незабываемая получилась посадка. Уже шло выравнивание, до полосы оставалось метра два, и вдруг вижу: сидят четыре гуся. Диких. Я таких крупных ни до, ни после больше не видела. А не видела их потому, что они серые — с бетоном сливались. И тут они начали взлетать. Ну, думаю, все! Попадут в движки. Но обошлось — разлетелись каждый своим путем…


 


Первым делом самолеты…
— А потом я попала на практику в авиакомпанию Инверсия. Ее инженеры долго на меня внимания не обращали. Один пожилой такой дядечка мне в лоб заявил: “Тебе нянечкой надо работать”. А я ему: “Вот увидите, я буду работать в airBaltic! Дайте свой адрес, когда там буду работать, я вам напишу”. Написала. С тех пор мы с ним переписываемся.
После практики Арина получила диплом и попросилась в airBaltic. Одно интервью, несколько месяцев ожидания результата, второе интервью, и опять тревожное ожидание. А потом — радость, ее приняли в числе четверых, а конкуренция была жесточайшая.
— Чудо, по-другому не объяснишь, — продолжает рассказ Алина. — 1 декабря 1998 года я приступила к работе в фирме и шесть лет отработала по специальности. Техническое обслуживание самолетов: работа с маслами, гидравлическими жидкостями, ночные смены. В холода, в дождь и ветер — ангара большого еще не было, был маленький. Но я поблажек себе не просила. Думала: не получается в пилоты, так хоть рядом с самолетами, но быстро поняла, что себя обманываю. Понимаете, взлетает самолет, а мое сердце летит вместе с ним…
Вскоре я узнала, что в Аэронавигационном учебном центре, который находится прямо в аэропорту, есть летная школа пилотов-любителей. Обучение в ней тогда стоило 6000 долларов (сейчас, думаю, больше — топливо-то подорожало). Стала копить денежку и на оплату летных часов, для частного пилота норма составляла 45 часов. Год копила, но все равно даже половины не накопила. Вся зарплата уходила на учебу. Хорошо, семьей не успела обзавестись, да и родители помогали. Но мне пошли навстречу, дали налетать часы в счет будущих выплат. Больше полугода потом я долг отдавала. А в 2001-м появилась возможность от airBaltic поучиться на пилота коммерческой авиации. Но тут грянуло 11 сентября, и airBaltic этот проект закрыло.


Все, что ни делается, — к лучшему
— Эту истину я поняла потом. Ведь благодаря стремлению поехать на учебу за океан я успела налетать столько часов, что мне их хватило… для учебы в Литве.
В Литву Алина ездила учиться в свободное от работы время. С февраля по октябрь 2003 года. И получила-таки диплом коммерческого пилота. Пришла с ним в airBaltic, и ей пообещали, что в январе она будет работать в компании. Но скоро стало ясно, что не все ее испытания позади. Оказалось, что со вступлением в ЕС необходимо получить еще один диплом (требование Латвийского управления гражданской авиации) об окончании курса обучения на линейного пилота. С помощью airBaltic Алина преодолела и эту преграду.
— Тут я бы одна не справилась, — поясняет Алина, — все мои деньги остались в Литве.
В сентябре 2004 года Алину Залетову приняли на работу в airBaltic, а уже в ноябре состоялся ее первый коммерческий рейс…


Первый рейс
— День своего самого первого полета я помню в деталях. Было это 8 октября 2000 года. Лететь должна была с Румбулы, поэтому, чтобы не опоздать, я из своей Юрмалы выехала очень рано. Потом, толком не зная дороги, доехала на трамвае до кольца и пошла до аэродрома пешком. Шла, смотрела на ясное голубое небо (был очень хороший осенний день) и думала: надо попросить инструктора, чтобы он хотя бы дал подержаться за штурвал.
Прихожу и вижу: стоит на полосе белый Як-18, рядом инструктор, который говорит: “Ну, садись!” Иду садиться справа, на место пассажира, а он мне: “Ты куда? Садись слева”. “Но это же место пилота!..” — опешила я. В общем, напилотировалась я в тот день и даже “бочку” сотворила. А мой первый коммерческий рейс состоялся 26 ноября 2004 года. Летела в Копенгаген. Мне постоянно казалось, что вот-вот проснусь и все это окажется сном. Наверное, я так вымоталась, борясь за свою мечту, что никак не могла поверить в то, что она сбылась.


“Мечтаю стать капитаном”
— Чтобы стать капитаном, надо иметь 1500 часов налета, это сделать легко — за два года можно. Ведь в месяц налетываем по 90 часов (уже сейчас у Алины более 700 часов налета. — Г.Ш.). Но опыта набраться — для этого, я считаю, мне понадобится не один год. Главное — уметь принимать решения. Ведь фактически в полете капитан и 2-й пилот делают одну работу, только на капитане лежит ответственность и за ним последнее слово. Легче привыкнуть, хотя это и тяжело, к нагрузкам, чем к мысли о том, что от твоего решения зависит жизнь 120 пассажиров, которые летят в авиалайнере Boeing 737…
Меняем стереотипы
Пора уже перестать удивляться тому, что женщина осваивает одну за другой мужские профессии. Например, в компании easyJet из примерно 1000 пилотов 45 — женщины.
Может, скоро и в Латвии это не будет экзотикой. Как это было 23 года назад, когда в Латвийском управлении гражданской авиации работали две женщины-пилота. Имя одной из них — Любови Михайловны Улановой, — между прочим, гремело во всем мире. Она в то время была единственной женщиной во всем мире, управлявшей большим пассажирским турбовинтовым самолетом…

27.07.2005 , 10:52

Телеграф


Написать комментарий

Разберитесь, пожалуйста, как же всё-таки зовут девушку - Арина или Алина.