Национальные вооруженные силы не контролируют увлечения земессаргов 1

Латвийские военные. Фото с сайта mod.gov.lv
Латвийские военные. Фото с сайта mod.gov.lv

Армейское руководство выяснило, что взрыв на военном полигоне в Адажи произошел в рюкзаке конкретного земессарга – страстного коллекционера оружия. Именно этому человеку, вероятнее всего, и придется отвечать за последствия трагедии. Но сколько еще таких «филателистов» в рядах НВС и ополчения – неизвестно.

Министерство обороны категорически опровергло прозвучавшие вчера утверждения, будто неразорвавшийся снаряд нашел на полигоне и положил в рюкзак привлеченный к проведению учений 17-летний подросток-яунсарг.

«То, что яунсарг не причастен к случившемуся, было ясно уже вскоре после несчастного случая», – заявила газете Neatkarīga руководитель отдела Минобороны по связям с прессой Даце Анкипане.

Не соответствует действительности и заявление, будто в рюкзаке сработал заряд от подствольной гранаты, брошенный американскими военнослужащими. В последнее время военные из США не производили на Адажском полигоне стрельб с применением таких гранат,а вот на вооружении латвийской армии они имеются и используются в обучении солдат.

Какая именно взрывчатка сработала в рюкзаке земессарга, пока не известно, потому что вероятного виновника событий сейчас допросить невозможно.

По словам министра обороны Артиса Пабрикса, служебное расследование по этому делу идет быстро, и следствие почти на сто процентов уверено, как разворачивались события, однако нужно дождаться результатов экспертизы. «Но самую большую ответственность понесет тот, в чьем рюкзаке взорвался заряд», – подчеркнул министр.

Армейское руководство не отрицает, что виновником трагедии, произошедшей в Адажи в минувшее воскресенье, может являться некий страстный коллекционер оружия. Земессаргам и военнослужащим не возбраняется интересоваться военной историей и коллекционированием военных реликвий, считают в НВС.

«У нас нет претензий к такому хобби, если оно не выходит за рамки закона – то есть в коллекции нет запрещенных предметов. Точно так же военный, который такие вещи собирает, не имеет права угрожать безопасности своей и окружающих, а также его хобби не должно неблагоприятно влиять на его службу в рядах НВС и Земессардзе», – заявил армейский пресс-секретарь Нормунд Стафецкис, пояснив, что армия тем не менее не обобщает данных о такого рода хобби у военнослужающих.

Между тем, как подтвердил газете некто Андрис, коллекционер военных реликвий, именно земессарги и бывший армейцы часто собирают коллекции оружия. В том числе образцы взрывчатки. Коллекционеров же военно-исторического направления заряды к современным американским гранатам не интересуют – они концентрируют свои поиски на предметах, выпущенных до 1945 г.

«Что происходит с гранатами, артиллерийскими снарядами и минами – это темный лес, их собирают немного тронутые люди. Совсем недавно на слетах коллекционеров можно было приобрести самую разную взрывчатку в ассортименте, но в последнее время полиция серьезно поработала, чтобы настолько опасные вещи открыто не продавались, – поделился Андрис. – Однако я знаком с несколькими земессаргами и бывшими военными, которых интересуют именно современные снаряды и тому подобные вещи. Для них это, возможно, свидетельства на память о службе».

С тех пор как Латвия присоединилась к ЕС, у нас можно встретить макеты различного оружия, которые держать в доме может любой – и совершенно легально. Чтобы заполучить винтовку времен войны, больше не нужно лазить по лесам и рыться в старых траншеях – можно зайти в какой-нибудь немецкий интернет-магазин соответствующего профиля, и выбрать что душа пожелает. «Это стоит от сотни до тысячи евро, а то и больше, но ты можешь это железо держать дома, к тому же у тебя будет сертификат, что это оружие безопасно», – пояснил Андрис.

То, что у земессаргов есть привычка прихватывать в ходе учений доступное оружие и боеприпасы, подтвердилось и сразу после адажской трагедии. В операционной из кармана одного раненого земессарга выпал предмет, сильно смахивающий на гранату. Медики вызвали саперов. К счастью, «граната» оказалась муляжом – частью невзрывоопасной учебной гранаты.


Написать комментарий

Это что ж получается,из-за того что наши штабисты не контрлируют взрывоопасные предметы,даже знают,что где, и главное у кого они есть!!,мы все сидим на пороховой бочке?Я допусим не знаю,живёт ли в моём доме такой"коллекционер",мне теперь,что шарахаться от любого человека в форме?Откуда я знаю,ЧТО У НЕГО В РЮКЗАЧКЕ?!?