Банально, но без пошлости

Документальный фильм "Дина" переполнен очевидными истинами, но это в нем не коробит

На днях в кинотеатре “Рига” режиссер Петерис Криловс представил публике свой новый документальный фильм “Дина”, рассказывающий о трудной жизни двух немолодых актеров и иллюстрирующий две наиболее распространенные формулы выживания современности — “всегда найдется тот, кому еще хуже, чем тебе” и “прими то, что не можешь изменить, и живи дальше”.

Жена-героиня

Примерно о том же был и предыдущий фильм Криловса — документальная лента “Люди рядом с нами” (1995), посвященная ежедневной жизни слепых. Его новую картину “Дина” можно считать песней женщине, пожертвовавшей карьерой ради любимого человека, актрисе, оставившей сцену ради мужа-инвалида. Дина Лацаре ушла из Лиепайского театра после того, как ее муж Янис Маковскис, актер того же театра, сломал позвоночник и оказался в инвалидной коляске. Теперь эта изящная женщина, которая, судя по фотографиям, играла преимущественно воздушных красавиц, занята деревообработкой (в своем загородном доме супруги, чтобы как-то выжить, устроили маленькую поделочную мастерскую), натуральным хозяйством и круглосуточной заботой о муже, который как может помогает ей. Муж-инвалид держится бодрячком, рассказывая истории из серии “Друзья мне то и дело плачутся: то у них не клеится, этому они должны. А потом побывают у нас в гостях, посмотрят на меня в инвалидной коляске и сидят со странными лицами, мол, вот идиоты, жалуемся на что-то…”
Особенно примечательна сцена, в которой Янис делится с режиссером своими соображениями о жизни: “Знаешь, я, когда все это случилось, наконец-то сформулировал для себя до идиотизма банальные вещи — цени то, что имеешь, радуйся малому. Помню, однажды спросил у какого-то старика, что, по его мнению, значит быть счастливым. Он мне сказал, мол, счастье это когда ты сам можешь помочиться. Я тогда молодой был, здоровый — не понял его. Сейчас понимаю”.
Похоже, это замечание про “наконец-то понятые, до идиотизма банальные вещи” является одновременно и сутью, и оправданием “Дины”.


Непридуманная история
Будь “Дина” художественным фильмом, ее невозможно было бы смотреть: картина идеально подпадала бы под формулировку пропагандистского кино, полного неприкрытых и скучных нравоучений. Но обращение к документальному жанру ленту спасает. Криловс ничего не придумывает, он просто показывает, как бывает в жизни. И кино это не коробит только потому, что прописные истины “не оставляй любимого в болезни и здравии”, “цени то, что имеешь”, “попробуй посмотреть на проблему со стороны”, которыми полна “Дина”, — это не обросшие художественным мясом общие места, а личный выбор и личные выводы двух взрослых, поживших людей. Конечно, это кино поучительное, оно “программирует” зрителей на определенное отношение к жизни. А сам Криловс вовсе не скрывает, что его главная задача — заставить людей задуматься, пересмотреть какие-то свои установки. Хотя у строптивого зрителя эта его установка и может вызвать определенный протест.

16.05.2005 , 11:01

Телеграф


Написать комментарий