Алексей Новак: Волшебные пятьдесят тыщ

Как там было: один раз - случайность, два - совпадение, три - уже закономерность. Третьего раза в Латвии пока не было, но первые два уже есть.

2 августа Юрмальский суд сообщил, что готов выпустить из тюрьмы под залог в 50 000 латов подозреваемого в даче взятки экс-мэра Юрмалы Раймонда Мункевицса. Деньги нашлись, Мункевицс свободен.

А спустя две недели, 17 августа, стало известно, что за те же 50 000 латов залога по решению Суда Центрального района г. Риги будет выпущен из-под ареста еще один “экс” – бывший глава Latvenergo Карлис Микелсонс, которому вменяется злоупотребление служебным положением и легализация средств, нажитых преступным путем. Денюжку тоже наскребли, тоже выйдет.

Обоих поймал KNAB, обоих выпускают за 50 тыщ. Оставим сам факт того, что эти два товарища выходят на свободу. Может и вправду не виноватые они вовсе. Опять-таки, презумпция невиновности. Опять-таки, скоро выборы; коварные заговоры и черные пиар-компании…

Мне больше интересно, что это за сумма такая магическая – пятьдесят тысяч ноль ноль копеек? Почему не 35 тысяч или, скажем, 60? Можно подумать, что именно эта цифра – 50 000 – того и гляди будет утверждена в качестве официального тарифа за освобождение вероятных взяточников и растратчиков, и именно она гарантирует ту самую безопасность, которая упоминается в латышском названии залога (“drošības nauda” – букв. “деньги безопасности”).

Читаем действующий “Закон об уголовном процессе”, пункт 2-й статьи 257-й: “Размер залога устанавливает двигатель процесса (procesa virzītājs) с учетом характера преступного деяния и причиненного им ущерба, имущественного положения лица, а также вида и тяжести предусмотренного законом наказания. Если решение двигателя процесса о залоге оспорено, размер залога может установить судья следствия”.

Любопытно было бы узнать, рукодствуясь какими из упомянутых параметров, “двигатель процесса” применил одинаковые суммы залога в обоих вышеупомянутых случаях. Мэр города-недокурорта и глава крупнейшего предприятия Латвии причинили кому-то одинаковый ущерб? Едва ли. Характер предполагаемых деяний одинаков? Не-а. У этих лиц одинаковое имущественное положение? Тоже вряд ли. Согласно декларации о доходах, Микелсонс только в качестве зарплаты в Latvenergo получил в прошлом году 50 611 латов (хмм, опять оно?! что за 611 лс?). Не говоря уже об имеющихся земле и доме в провинции, квартире в Риге, двух “Ягуарах” 1958 и 2007 годов выпуска и многотысячных накоплениях в разной валюте в различных банках. А Мункевицс, согласно такой же декларации, за весь 2009-й заработал в своей думе 18 820 латов, имел 11 596 латов и 4 439 евро накоплений, а также трехлетнюю Renault Laguna и прицеп.

Вид и тяжесть предусмотренного законом наказания в обоих рассматриваемых случаях тоже, скорее всего, не будут одинаковыми – уголовные статьи и предусмотренные ими сроки разные.

Воспользоваться законным правом оспорить сумму залога вроде бы тоже никто не захотел.

Остается допустить, что это таки случайность. Совпадение.

И как там было: один раз – случайность, два – совпадение, три…

В общем, третий будет?


Написать комментарий