Имидж — ничто. А жажда?

Что сулит избирателю предвыборная реклама.

С тех времен, когда нас крупными буквами с высоких крыш призывали летать самолетами Аэрофлота и хранить деньги в Сбербанке, мы знаем, что реклама — это двигатель не только торговли, но и прогресса. Увы, когда речь заходит о предвыборной рекламе, эта истина не только не срабатывает, но даже сбивает избирателя с толку и заводит его в такие лабиринты и дебри, выход из которых он не может найти вот уже 20 лет…

Пир во время чумы

Столь агрессивной и “лапшу–на–уши–вешающей” предвыборной кампании, как нынешняя, в Латвии еще не было. Несмотря на то, что она только раскручивается, и до выборов остается больше двух месяцев, на рекламу уже брошены беспрецедентные средства, ресурсы и технологии.

У человека со стороны, судящего о благополучии и экономическом состоянии нашего государства по объему выделенных на предвыборную рекламу средств, не возникнет даже малейших подозрений, что Латвия находится в состоянии глубочайшего кризиса. Что собираемость налогов, мягко выражаясь, оставляет желать лучшего, что дефицит бюджета уже в первое полугодие исчерпал все возможные лимиты и что грядущей осенью нас ожидает не только новый парламент, но и новые налоги, новый скачок цен на основные энергоносители и новая “консолидация” бюджета на почти полмиллиарда латов…

Теоретически можно было бы порадоваться, что на общем фоне хотя бы одна — рекламная — отрасль на короткое время ожила, если бы не горький опыт, показывающий, что вложенные в политическую рекламу средства в Латвии принято рассматривать не иначе как короткие инвестиции. Они должны “отбиться” и принести сверхприбыль в срок, не превышающий один выборный цикл, т. е. 4 года. Планируется ли это сделать за счет легковерного (как показывает 20–летний опыт) избирателя — угадайте сами…

Игра с известным итогом

По своей сути, политреклама ничем не отличается от рекламы прохладительных напитков. Не вкладывай компании, выпускающие кока–колу, пепси или спрайт, в рекламу своей продукции миллиарды, они бы вряд ли зарабатывали сотни миллиардов. И люди вместо их продукции утоляли бы жажду квасом, клюквенным морсом или свежевыжатыми соками. Рискну предположить: возможно, были бы здоровее, да и жажда их доставала меньше…

А организм “подсаженных” на известные напитки жаждущих требует все новые порции, но жажду при этом утоляет слабо. Как в стихотворении лауреата Нобелевской премии Иосифа БРОДСКОГО: “Тая в стакане, лед позволяет дважды / Вступить в ту же самую воду, не утоляя жажды”.

Вызывающая сочувствие участь латвийского избирателя ничем от участи лирического героя поэта не отличается. Одни политические партии умудряются втягивать его — избирателя — в те же самые “соки–воды” уже 10 лет подряд, а некоторые — даже 20!

Удивительное постоянство обещаний — и точно такая же последовательность их невыполнения! Как гласит тот же стих Бродского: "Пчелы не улетели, всадник не ускакал. В кофейне / “Яникулум” новое кодло болтает на прежней фене".

Чем не наш случай — и с “пчелами”, и с “всадником”, и с “феней”? А политики делают вид, что на полном серьезе готовы выполнить обещания. Избиратели делают вид, что искренне в это верят. Первые и вторые вместе играют в игру, итог которой известен заранее и которым обе стороны довольны. По крайней мере, так продолжалось до сегодняшнего дня.

Комсомольцы–добровольцы

Пока Бюро по борьбе с коррупцией ломает голову, как подсчитать потраченные на кампанию средства, политики уже изобрели десяток способов, как спрятать концы в воду. Если месяц–два назад внимание избирателя подогревалось съездами партий, плавно перетекающими в съезды их объединений, то сейчас на смену одним изощренным постановочным мероприятиям пришли другие, еще более изощренные.

Вспомнив комсомольское прошлое, олигархи в неформальной обстановке, закатив рукава, рассказывают удрученной неуверенностью в завтрашнем дне и сидящей на чемоданах перед отлетом в Ирландию молодежи байки о первом заработанном миллионе и о том, как в неприлично юные годы они брали на себя ответственность за государственные процессы.

Правда, никто из них словом не обмолвился о допущенных при этом ошибках и злоупотреблениях. Да и некому призвать их к ответу. Они сами этого не сделают и будут всячески препятствовать приходу к власти сил, способных и готовых это сделать.

Что же касается “комсомольцев новой формации”, то они вряд ли станут задавать своим наставникам подобные вопросы. Их греет призыв одного из наставников приложить максимум усилий, чтобы все включенные в список представители молодежной организации были избраны. Может, они просто слишком молоды, чтобы знать истинную цену подобным обещаниям… С другой стороны, если главным механизмом в процедуре парламентского голосования является поднятый вверх или опущенный вниз большой палец, имена повинующихся этому пальцу не имеют принципиального значения…

Медиапроекты политического масштаба

Главный плюс медиапроектов заключается в том, что траты на них не попадают в отчетные бюджеты предвыборных кампаний. Однако еще более существенный вопрос: как квалифицировать медиаактивность, например, общества “За лучшую Латвию” (ЗЛЛ). Если считать ее тратами на предвыборную кампанию, то даже по скромным подсчетам складываются цифры, давно превысившие всевозможные пределы и лимиты.

Но самое интересное впереди. Не будь у гостелеканала финансовых и оргсложностей в вопросе проведения предвыборных дебатов, эти сложности пришлось бы придумать. Сложившаяся ситуация позволила компании LNT и ее шефу Андрею ЭКИСУ, который является инициатором, вдохновителем и спонсором (не только информационным) ЗЛЛ, взять инициативу по дЕбетам в свои руки. Как это скажется на составе участников дебатов, на их объективности и всесторонности — догадаться нетрудно.

Затраты же на организацию столь недешевого мероприятия снова окажутся за пределами предвыборных бюджетов.

Не меньше вопросов вызывает скоропостижная покупка концерна Diena и столь же резкая смена курса газеты. И как оценивать круглосуточно вещающий экран “Единства” на Домской площади? Как медийный проект или как дорогостоящий агитационный листок?

Кроме крупных финансовых перекосов в процессе агитации наблюдаются и малобюджетные, а то и вовсе “халявные” проблемы морально–этического плана. Вместо того, чтобы уберечь детей — участников Праздника песни — от перегрева на невыносимой жаре, у однопартийцев и сторонников Гиртса Валдиса КРИСТОВСКИСА хватило наглости напялить на некоторых из них майки с надписью “Единство”. Интересно, заплатило ли “Единство” за агитацию на государственном телеканале, который транслировал ход праздника?

Взятка избирателю

Нынешняя предвыборная кампания будет отличаться не только беспрецедентным по масштабам промыванием мозгов и пренебрежением элементарными правилами приличия и нормами этики. Скорее всего, избирателя попытаются купить “бесплатным сыром”, очередными “бананами”, мероприятиями массовых развлечений и прочими разовыми благами.

Хочу напомнить поучительный анекдот про то, как молодой судья перед ответственным процессом приходит за советом к более опытному товарищу. Мол, одна из противоборствующих сторон дала ему в качестве взятки 20 тысяч евро, а другая — 25 тысяч. Как быть в этой ситуации? На что более опытный товарищ, немного подумав, со знанием дела ответил, что надо второй стороне 5 тысяч вернуть, а дело рассматривать по справедливости.

Выборы — это тот редкий случай, когда роль судьи отведена избирателю. От души пожелаем ему всецело приобщиться к благам, посредством которых его пытаются купить политические партии, а потом проголосовать “по справедливости”, в данной ситуации — по совести и по убеждению…

Модрис АУЗИНЬШ, политический обозреватель.


Написать комментарий