Для иного министра фига – самый широкий жест

Организации SUSTENTO, объединяющей 24 общества людей с особыми нуждами, констатировала, что более половины пациентов, которым полагаются компенсируемые государством медикаменты, таковых не получают.

Почти все опрошенные признали, что им необходимы и другие лекарственные препараты, которые приходится покупать за свой счет, и что ради покупки лекарств приходится экономить на еде. Каждый третий опрошенный сообщил, что переживал ухудшение состояния здоровья и даже попадал в больницу в результате недоступности нужных лекарств.
Не только больные, но и медики бьют тревогу. Общее финансирование для компенсации медикаментов вот уже несколько лет держится примерно на одном и том же уровне: в 2002 году оно составило 17,7 миллиона латов, в прошлом году – 17,3. На текущий год выделено около 18,8 миллиона латов, но уже в первом квартале истрачено почти 5 миллионов. И это сейчас, когда лекарства пока еще не облагаются НДС.
Телефонная акция, проведенная Латвийским объединением против рака, выявила страшные вещи. Оказалось, что примерно треть больных, страдающих тяжелыми и хроническими заболеваниями, не получает полагающихся им по закону компенсируемых медикаментов. Либо врач их не выписывает из-за нехватки выделенных денег, либо получить их можно лишь при условии софинансирования, а это многим пациентам не по карману. В результате люди вынуждены жить с постоянной болью, жить с сознанием, что болезнь беспрепятственно прогрессирует, неумолимо ускоряя конец.
Среди людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, есть люди, которые перенесли не один инфаркт или инсульт. Практически это инвалиды второй или третьей группы. Пенсии у них незначительные и лекарства им также необходимы, как хлеб. Каждый их них делает свой выбор, и в результате не в пользу еды. Об этом написал “Миллиону” постоянный читатель газеты Виктор Павлов. Он отмечает: “Трудоустроиться этой категории людей очень сложно, если возраст их за 50. Часть расходов за медикаменты им компенсирует государство – это великое благо! Но может ли такой больной получить все необходимые лекарства? Возьмем человека, который получает пенсию по третьей группе инвалидности в размере 36 латов 40 сантимов. Государство выделяет такому больному три вида лекарств, из которых третье нужно оплатить частично – это 1 лат 60 сантимов. Плюс к этому больному необходимо принимать ежедневно лекарства по предотвращению тромба – сортис. На месяц коробочка лекарств стоит 15 латов. На жизнь остается 19 латов 80 сантимов и при оплате коммунальных услуг на еду останется 3-5 латов. Да, такой больной имеет право работать, но при нынешней конкуренции на рынке труда ему места не найдется. Государство не думает о том, чтобы создавать рабочие места в артелях для инвалидов, а предпринимателям нет дела до самих инвалидов. Вот такой расклад по отношению к людям второго сорта”. Конец цитаты автора письма.
Стоит отметить, что хуже положение по выделению средств на нужды онкологии и гематологии из расчета на 1 человека. Если посмотреть на график стран, вступивших в Евросоюз в последнее время, то Латвия заняла последнее место по сравнению с такими странами, как Венгрия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния. Показатель Венгрии равен 7 единицам, Словении-7,5, Эстонии – 2, Болгарии – 1,5. И только Румыния идет наравне с показателем Латвии – 1.
А может быть, Министерство здравоохранения Латвии не знает о положении наших больных? Нет, министр здравоохранения, он же юрист по профессии, Риналд Муциньш прекрасно осведомлен об этой проблеме. Он заявил столичным СМИ следующее: «Мы будем и дальше развивать эту систему, – пообещал г-н министр. – Ведь, выдавая медикаменты не в амбулаториях, мы предупреждаем попадание человека в стационар, где его лечить, разумеется, на порядок дороже. Другой вопрос – система выдачи. Я беседовал с семейными врачами: одним катастрофически не хватает их квот, а у других остаются лишние деньги. Наверное, тут надо хорошенько разобраться, кому и что требуется…». Конец первой цитаты министра.
Следует отметить, что министр ничего нового не сказал. Вопрос о квотах в министерстве не могут решить на протяжении многих лет со дня создания корпуса семейных врачей. Комментарии по этому поводу излишни.
Сами же медики считают: чтобы обеспечить всех нуждающихся, к 18,8 миллиона уже выделенных латов требуется дополнительно 8 или даже 10 миллионов. Это реально? И министр ответил: «В этом году я не могу обещать, поскольку это связано с изменениями в бюджете. У нас уже сейчас двухмиллионный дефицит, и надо искать деньги, чтобы завершить этот год хотя бы по нулям. А уже в следующем году, надеюсь, мы постараемся направить в эту систему максимум». Конец второй цитаты, полной неопределенности. Больному и самой болезни не объяснишь, что в бюджете нет денег. Все ли больные, которые нуждаются в лекарствах, и кто не сможет приобрести их за счет родственников или своего желудка, доживут до того времени, когда государство найдет необходимые деньги и окажет им полноценную помощь? И прибегая к форме современных афоризмов, можно сказать, что обещания министра равнозначны одному из них: «Для иного фига – самый широкий жест». Многие люди понимают, что легче держать вожжи, чем бразды правления. Почему к власти не приходят умники и умницы? Последние выборы показали, что кто-то вообще не пришел на избирательные участки, а кто-то по старинке проголосовал за “своих”. В результате вся страна оказалась в дураках.

01.07.2004 , 12:25

"Миллион"


Написать комментарий