Монолог старшего по дому

Владислав Боярун, 51 год, юрист, преподаватель.

Никто не спорит с тем, что теплоузлы полезны — конечно, в том случае, если их установкой и регулировкой будут заниматься люди добросовестные. А пока в людях рождается масса недовольства, и возникает закономерный вопрос: почему мы не можем получать качественные услуги за наши же деньги?

Раньше я был старшим по дому на ул. Райполес, 10б, потом переехал на Лауска,14. Перебравшись туда, обратил внимание, что здание находится в весьма запущенном состоянии. Сказал себе: “Ну, Боярун, раз уж ты теперь живешь в этом доме, надо разбираться с его проблемами!” Обошел все квартиры, развесил объявления с предложением собраться и совместно обсудить ситуацию.

Вообще, вопросов, связанных с деятельностью ПЖКХ, куда больше, нежели ответов. Ну вот, например, встал вопрос замены дверей в доме. Согласно документам ПЖКХ, данная операция поручена фирме Nelta, якобы выигравшей конкурс. Эти двери должны быть заменены за 3073 лата. Правда, “смета”, которую при этом демонстрируют — ну просто отписка какая-то! И вот совсем другой — подробный и основательный — документ от другой фирмы, Saimnieks D, предлагающей ставить двери по стоимости, на тысячу латов меньшей: 2119 латов с дома! Почему не было отдано предпочтение именно этой фирме? 40% населения дома на Лауска, 14, составляют пенсионеры. Неужели ПЖКХ не совестно грабить и без того нищих людей?!

Но всем проблемам проблема — автоматические теплоузлы. Я узнавал мнение многих муниципальных руководителей, и все в один голос твердят: “Все, вы приватизировали дома — теперь это ваша собственность. Теплоузлы тоже”. В таком случае встает вопрос: какой-нибудь из 654 домов, в которых была предусмотрена замена, получил хоть один сантим от продажи на металл старых теплоузлов, смененных автоматическими? Куда, вообще, пропал этот металл после того, как его срезали? Мне известен только один случай, когда старший по дому на Зелинского, 5, Анатолий Буленко, сумел отстоять эти трубы и приспособил их под очень красивое цветочное ограждение. Во всех остальных случаях металл попросту “испарился”.

Интересен и другой факт. Фирмы, участвовавшие в конкурсе на замену теплоузлов, приходили на него в тандеме. Неудивительно: согласно заданным условиям, участвовать в нем могли лишь предприятия с миллионным оборотом. Вот и потребовалось объединяться, чтобы соответствовать. Например, та же SIA Aura, признанная победительницей, шла в тандеме с “Диттоном”.

Разговариваю с г-жой Валентиной Деделе: “Знаете, жильцы нашего дома против замены теплоузла”. Она: “Ну давайте договоримся, что после Лиго вы проведете собрание и потом передадите нам соответствующий протокол”. Хорошо! 25-го выхожу утром на работу, мне звонят: “Владислав, тут у нас по подъездам развешаны бумажки, что сегодня будут проводиться какие-то сантехнические работы по теплоузлу.” Срочно подъезжаю, спускаюсь в подвал: сидят работники “Ауры” — старый теплоузел уже срезан начисто, будут монтировать новый. Но ведь в Законе о защите прав потребителей четко сказано: “Если вы не заказывали услугу, то можете за нее не платить”. Представьте, я приезжаю к вам без спроса и предупреждения и говорю: “Сейчас вам в квартиру будут заносить новый диван. Вы его не заказывали, но все равно обязаны уплатить!”… Ведь это абсурд.

Подобные ситуации происходят сплошь и рядом. Мне самому прислали весьма любопытную бумаженцию: мол, SIA DDzKSU проводит замену теплоузлов по заранее утвержденному графику. Скажите, хоть кого-то из жильцов ознакомили с этим самым графиком, который лежит где-то у вас в столе?

Дальше-больше. Довелось мне присутствовать на собрании жильцов дома на ул. Зелинского, 5. От ПЖКХ пришла г-жа  Вера Рагеле. Спрашиваем: “Каковы плюсы и минусы от нового теплоузла?” Отвечает: “Минус состоит в том, что он дорогой, плюс — в том, что автоматический”. “Какова же стоимость теплоузла для дома?” — “Ну, я точно не знаю…” Просто без комментариев!

Или еще один аспект, о котором лично я счел необходимым оповестить KNAB, Канцелярию президента, Госконтроль и Министерство по делам самоуправлений и регионального развития. Согласно проекту, навязанному ПЖКХ (опять же, кто видел его условия?), общая цена за установку теплоузла обозначена в 7700 латов. Всего же жильцы домов обязаны каждый выплатить по 15-40 латов в год, в течение 7 лет. Что характерно: возможность выплаты всей требуемой суммы сразу, то есть без процентов, для тех, кому это по силам, даже не предусмотрена! Но весь смак ситуации в другом. Помимо общего (типового) проекта, по некоторым домам (которые категорически отказались участвовать в нем) та же самая SIA Aura сделала свои, отдельные проекты. Так вот, для этих домов цены получились гораздо более скромные: на 2500-2700 латов меньше! Почему?

Ну и, наконец: общая польза от новых теплоузлов оказывается-то весьма сомнительной! У многих жильцов “благодаря” им появились проблемы с горячей водой. Кто-то задает там какие-то параметры… Но, простите, чей теплоузел, почему не жильцы определяют режим его работы? Я, например, хорошо знаю Георгия Видавского, брата бывшего мэра, проживающего в доме на Химии, в котором теплоузел сменили одним из первых. Когда я спросил его о результатах замены, он ответил: “В доме стало значительно холоднее, люди жалуются”. Как руководство ПЖКХ может смотреть в глаза старикам, которых оно одновременно обирает под предлогом сбора денег на теплоузлы, да еще и оставляет в холоде?!

13.08.2009 , 12:50

Владимир Веретенников "Наша газета"


Написать комментарий