Кружево деревянных тарелок

Фото автора
Фото автора
Резьба по дереву увлекла штурмана морского танкера Александра Ротайса, кога двадцать лет назад он сошел на родной берег, побывав на всех континентах, кроме Австралии.

И потому в его оригинальных поделках отражаются мотивы дальних странствий. Фантастика, говорят знатоки старинного народного ремесла, глядя на роскошные декоративные тарелки, шкатулки, подсвечники, бра, доски для разделки овощей. Все этом можно видеть весь июнь в Русском доме.

- Свой стиль я называю прорезным с барельефами, он, на мой взгляд, идет в русле традиций мастеров Древней Руси, – говорит Александр 61-летний потомок казаков, верно служивших русским царям. – И фамилия досталась мне от древнего рода, который пахал – орал по старинному – землю. Мебель тогда в домах была вся из дерева, самодельная. Во мне проявилось через несколько поколений мастерство предков. Когда ходил по морям, некогда было брать в руки резец. А когда назад бросил якорь в Даугавпилсе, куда привела меня любовь, то целиком отдался ремеслу.

О том, насколько преуспел Александр в новом для него деле, можно судить не только по выставленным теперь образцам. В трудовой биографии столяра с высшим инженерным образованием – участие в реставрации дворца князя Юсупова под Звенигородом. Восстановить в первозданном виде мебель мастеров разных эпох, какой были заставлены залы, спальни, беседки – задача архисложная.

Но справился с ней блестяще латвиец, который не хочет быть в командировках далеко от родного дома. И здесь порой находится работа, которая по плечу не каждому, кто хорошо знаком с секретами ручной обработки дерева. В мемориальном музее Райниса в Биркенели наружные и внутренние лестницы, по которым ступал в отрочестве тогда еще Янис Плиекшанс, отреставрированы или изготовлены заново по фотографиям и старинным картинам Александром Ротайсом.

Чувствуя дерево, как живое, хотя иной заготовке не одна сотня лет, резчик выбирает для задумки черную ольху, березу, дуб, ясень, липу. Стараясь сохранить естественный рисунок древесины и ее цвет, мастер не злоупотребляет лаками.

- Выявить фактуру дерева, заранее определить, как выигрышнее показать его достоинства – это процесс долгий, а когда берешь в руки резец, все получается как бы без твоего участия, – говорит Александр. – Вот на эту тарелку ушло больше трех месяцев кропотливой – по четыре-пять часов в день – работы. Больше не усидишь – слишком велико напряжение для глаз. Да и руки становятся нечувствительными.

О чем мечтает талантливый человек, так о том, чтобы передать молодежи свое умение. Взрослый сын предпочел музыку, дочь – иностранными языками. В отлично оборудованной мастерской Александра вполне нашлось бы место сразу нескольким подмастерьям. Были раньше такие, но, поступив на фирму, Александр увидел, что бизнес подстегивает, торопит. Пришлось гнать тиражи одноликих поделок. На том все и кончилось. А штучный товар не каждому по карману.

Но не зря устроили выставку прекрасных работ Ротайса в Русском доме. Есть у руководства мысли о том, как сохранить старинное ремесло, найти преемников мастеру.

Владимир РУДОЙ

10.06.2009 , 13:46

"Экспресс Неделя D"


Написать комментарий