Без языка — на ферму

Работу в Англии найти можно, но сложно

В октябре муж моей бывшей одноклассницы отправился поискать работу в Ирландии. Но попытав счастья на одной-другой стройке, вернулся через месяц ни с чем, говорит, мест нет. Сейчас подучивает английский и снова собирается туда же. Его вдохновляет 20-летняя дочка, которая уже год успешно трудится в Лондоне официанткой и всем очень довольна.

Уборщица с иняза
Говорят, сейчас вакансий в Великобритании, заполоненной дешевой рабочей силой, фактически не осталось. Но объявлений с предложениями трудоустройства в газетах меньше не становится. Чтобы выяснить, какие есть шансы у желающих подзаработать за границей, я вошла в образ искательницы больших денег.
Позвонив в первую фирму, я представилась женщиной лет тридцати (так как возраст соискателей ограничивался 18-35 годами), сносно владеющей английским (второе обязательное условие) и имеющей опыт администратора в парикмахерской. Особо не распространяясь, мне тут же предложили прислать свое CV, но предупредили, что с моим опытом рассчитывать на место администратора гостиницы, указанное в объявлении, не стоит. Мое пожелание найти работу за 1600 фунтов в месяц с бесплатным жильем (по-моему, это та сумма, ради которой имеет смысл покидать родину), спровоцировало язвительный смех на другом конце провода и не оставляющее надежд напутствие: “Ну, попробуйте найдите…”
Оказалось, что и следующая по списку вакансия ночного портье мне тоже не по зубам, так как требует прекрасного английского. Предусмотрительно пропустив “барменов” и “официанток”, я было заикнулась, что, возможно, подойду на должность уборщицы или горничной, но услышала в ответ, что и здесь требуется блестящее знание английского. Я мысленно представила, как должно выглядеть мое CV: “образование — высшее, иняз ЛУ; опыт работы — журналистка такого-то издания, уборщица в детском саду (или лучше написать в супермаркете?)”, и попросилась на фабрику. Но девушка резко ответила, что на этом бесплатная консультация по телефону заканчивается, и бросила трубку.

Готовы на все

Самой дешевой рабочей силой в Великобритании считаются бразильцы. Они трудятся на фабриках и относятся к остальным приезжим очень недружественно, всячески задирают. Последнее время приехало много поляков, они целенаправленно сбивают и так невысокие расценки на стройках (от 4,85 фунта в час). Польский рабочий заходит на стройку с готовой табличкой на шее, на которой написано: “Я буду работать за 3 фунта”.



Срочно требуются… деньги
Объявление следующей фирмы вселяло надежду: “Срочно требуются: официантки и горничные, помощники на кухне и повара, штукатуры и плиточники, сварщики и водопроводчики, каменщики, электрики, трактористы и водители, автомеханики, операторы на фабрики и сельскохозяйственные работники”.
В первый момент показалось, что в Великобритании вообще некому работать, и там с нетерпением ждут, когда же приедут граждане Латвии. Тетечка, которой я позвонила по указанному номеру, охладила мой пыл, предупредив, что фирма обязательно проверит мой английский, чтобы не дай бог не устроилась помощником повара без знания всех времен глагола. Я рассказала, что у меня есть муж — автомеханик, получающий на родине 400 латов в месяц, и спросила, каковы его шансы. “Приходите, заполните анкету, посмотрим, какой он специалист, проверим уровень английского, тогда и будет видно. Если хороший автомеханик, то зарабатывать он будет намного больше, чем здесь”, — обнадежила дама.
Задумавшись, как тетечка будет проверять профессиональный уровень вымышленного супруга (свою машину предложит починить?), я сказала, что сама английским не владею. “Ну тогда только на ферму, — заключила добрая тетечка. — 4,85 фунта в час будете получать”. В заключение мне рассказали, что услуги трудоустройства каждому члену нашей семьи обойдутся в 500 латов, и билеты до места назначения, конечно, придется приобретать за свой счет. Вот только за что 500 латов?

Платить нельзя бесплатно
В третьей фирме за услуги потребовали чуть поменьше — 600 евро, и предложили заплатить в лизинг. Но еще 20 латов следовало уплатить при заключении договора. Договор — это отдельная история. Хочется с гордостью отметить, что юриспруденция в нашей стране достигла необыкновенно высокого уровня. Юристы с такой искусностью составляют договоры для фирм, что комар носа не подточит. То есть фирма гарантирует вам лишь рабочее место, не уточняя деталей. Это же не договор с работодателем. Так что особо полагаться на него не стоит — это лишь еще один повод содрать с вас копеечку.
А на что же тогда надеяться? — резонно спросите вы. Да, пожалуй, только на себя. На собственные силы, смекалку и пробивные качества. Не то чтобы в Англии совсем нельзя устроиться на работу, но удается это только очень настойчивым личностям. А вот в фирмах любовнее всего привечают новичков — их легче облапошить. Никто вас не собирается обманывать! Вам просто не расскажут и половины того, что должны были бы рассказать. Ну, например, хотя бы о том, что, наскребя последние копейки на оплату услуг фирмы, которая “нашла” вам работу, и прибыв в Великобританию в компании таких же горемык, вы можете с удивлением узнать, что ожидаемых вакансий нет. Возможен и такой вариант, что нужный человек вас все-таки встретит и отведет на предполагаемое рабочее место. А через неделю вдруг окажется, что вы, по какой-то одному ему известной причине, не подошли. И до свидания — фирма свой долг выполнила. Да, кстати, имейте в виду, что по прибытии вам придется выложить еще около 150 фунтов за услуги представителя фирмы в Великобритании (об этом дома вас, скорее всего, “забудут” предупредить).

Стригите ваши денежки
Столкнувшись с тем, что здесь вас, оказывается, не ждали, отчаиваться не надо. Все-таки вы уже приехали, а значит, надо попытаться найти работу самому, особенно если есть какая-то специальность и знание языка. Кто-то находит знакомых, которые помогают с трудоустройством, кому-то просто везет, но в любом случае, конечно, надо перед отъездом подучить английский. Тогда можно поискать списки вакансий в английских газетах. В них дается более достоверная информация, чем та, что публикуется в русскоязычной Лондон Инфо, объявления в которую дают немало аферистов.
Недавно весь Лондон смеялся над историей, как “местные” литовцы надули поляков. Они дали объявление, что нужны работники для подстригания кустов. С откликнувшегося народа собрали по 150 фунтов за услуги и отвезли в Гайд-парк (ножницы, кстати, тоже недешевые, было велено купить самим). Через час к ничего не подозревающим трудолюбивым “садовникам” подъехала полиция и осведомилась, а что, собственно, они тут делают? Оказалось, что кусты подстригать никто никого не нанимал.
Самый верный и самый дешевый способ — искать работу самому, причем заранее, дома, в Латвии. Это можно сделать через Интернет или объявления в английских газетах, через знакомых, которые там уже трудятся. Подобрав подходящий вариант, можно списаться с работодателем и договориться об условиях. Для граждан ЛР нет никаких проблем со въездом в Великобританию, и, имея приглашение на работу, легко получить вид на жительство. Никакого посредничества для этого не требуется.

Йоркширский пациент
Напоследок я позвонила еще в одну фирму. Без всякого знания языка и в весьма преклонном возрасте (50 лет), как я представилась, мне гарантировали трудоустройство фасовщицей шоколада или овощей на фабрику. Я с грустью подумала о перспективе жить в одной комнате с чужой женщиной (жилье обеспечивается на двоих, каждую неделю за него высчитывается 35 фунтов — 140 фунтов в месяц). Зарплату мне пообещали 4,8 фунта в час при 8-часовом рабочем дне — около 800 фунтов в месяц. Питание — за свой счет. Не густо получается, но для тех, кто просидел пару лет дома без работы, это хоть какой-то выход. Работа на конвейере достаточно тяжелая и монотонная, но уж лучше такая, чем устроиться в английскую семью няней. При бесплатном проживании и питании (только не надейтесь, что вас станут кормить вкусно и сытно) няни получают 50 фунтов в неделю. Причем на них “висит” не только пара-тройка детей, но и весь дом, который надо содержать в порядке. И далеко не каждый за такие деньги сможет существовать под постоянным присмотром придирчивых хозяев. Еще одно интересное предложение, которое можно встретить в газетах — “люди любых профессий для работы в реабилитационном центре тренером с разговорным уровнем английского языка”. Когда я позвонила в одну из фирм, меня спросили, владею ли я йоркширским диалектом. Прикинувшись, что, разумеется, владею, я расспросила об условиях работы. Мой возраст значения не имел (хоть 60, хоть 18), но меня предупредили, что надо будет выдержать в Риге интервью с директором центра, в котором проходят реабилитацию люди с травмами головного мозга после автоаварий.
Тренер находится со своим пациентом постоянно, 8-10 часов в сутки, ненавязчиво помогая вспомнить навыки повседневной жизни — ходит с ним в магазин, паб, ездит на экскурсии, играет в шахматы. И постоянно пишет отчеты, как проходит период восстановления. Первоначальный заработок — 260 фунтов в неделю. Каждые два месяца — тест, обучение, повышение. (Через 6 месяцев контракт продлевается, и можно жить и трудиться без ограничений, при желании стать акционером компании, в которой работаешь.) 320 фунтов в месяц — проживание и налоги. Питание за свой счет. При этом девушка меня уверяла, что их клиенты умудряются по 600 фунтов отправлять каждый месяц домой. По моим расчетам, на еду тогда уже не остается.

22.02.2005 , 11:20

Татьяна МАЖАН


Темы: ,
Написать комментарий