Пенициллин испытывали в Даугавпилсе 5

В этом здании в Даугавпилсе проходили испытания пенициллина.
В этом здании в Даугавпилсе проходили испытания пенициллина.
В памятную дату никто не принес цветы к зданию, где зимой 44-го года были спасены тысячи людей, без нового лекарства обреченных на смерть или инвалидность. Об удивительной истории создания пенициллина напомнили всем авторы фильма "Плесень", показанного по телевидению. Увлекает, конечно, не только научное открытие, но и характеры и судьбы людей.

И было это 65 лет назад

Открытие века

Английский ученый Александр Флеминг однажды оставил неубранной лабораторию, из-за чего препараты покрылись плесенью. Все мы бываем ленивы. Но не всем приходит в голову прежде чем выбросить все, что заплесневело, посмотреть на это в микроскоп. Оказалось, что плесень убила все микробы. Флеминг тут же занялся изучением ее действия и открыл новое лекарство – пенициллин. Считая, что оно должно принадлежать всем, он не стал брать патент на новый препарат.

Массовый выпуск лекарства наладили в США. В это время уже шла война. Естественно, союзники, Советский Союз, просили поделиться чудодейственным препаратом. Однако за образец попросили сначала 10 миллионов долларов, потом все тридцать. Если верить легенде, именно тогда микробиолог Зинаида Ермольева заявила, что советские ученые сами могут изготовить пенициллин.

Жизнь и роман

Ермольева – прототип героини романа “Открытая книга” В. Каверина. Писатель не только дружил с ней всю жизнь, они породнились. Зинаида стала женой старшего брата, Льва Зильбера, который тоже фигурирует в романе. Лев Зильбер был талантливым ученым и очень яркой личностью. Именно он открыл механизм распространения клещевого энцефалита, И был арестован за… заражение трудящихся клещевым энцефалитом. Всего он сидел три раза. В лагере, где был назначен врачом, продолжал заниматься наукой. На папиросной бумаге отточенным карандашом микроскопическими буквами он написал научную работу о вирусном происхождении рака, которую во время свидания умудрился передать Ермольевой.

Надо сказать, что к этому времени он ее оставил и женился на другой женщине. Ермольева тоже вышла замуж. Но всю жизнь любила Льва. Именно она каждый раз организовывала письма в поддержку Зильбера, стучалась во все инстанции. Каверин вспоминал, что его мать однажды сказала: “Опасайся, Зина, чтобы вытащить Леву, кинет в топку и тебя, и меня, и кого угодно”. Видимо, она была права. В одном из очерков об этой потрясающей женщине рассказывается такая история. Сталин, который называл Зинаиду Виссарионовну “сестренкой”, предложил выпустить из заключения ее мужа Н. Захарова, который тоже был репрессирован “за подготовку террористического акта”. Но Ермольева попросила выпустить ее бывшего мужа Льва Зильбера. “Он нужен науке”, – сказала она.

Скорее всего, это легенда. Ведь Н. Захаров к этому времени от пыток сошел с ума и умер в больнице НКВД. Об этом родные не знали. Но как Ермольева победила холеру?

В тыл за трупами

Еще в 40-м году в лаборатории Ермольевой был открыт холерный фаг, который помогал бороться со страшным заболеванием. И вот во время боев за Сталинград начинается эпидемия холеры. Правда, у немцев, но это значит, что в любой день зараза может перекинуться через линию фронта.

В Сталинград отправили Ермольеву – с особыми полномочиями. Поезд с вакциной разбомбили, пришлось организовать подземную лабораторию. Ученым нужно было выяснить, что стало причиной эпидемии. И разведчикам поручили доставлять из тыла противника… трупы умерших от холеры немецких солдат. Они сначала отказались, но когда Зинаида Виссарионовна объяснила, зачем это нужно, отправились на задание.

В скором времени всем в Сталинграде начали делать прививки. Когда Сталин позвонил и спросил, не помешает ли эпидемия планам командования, Ермольева могла доложить, что угрозы больше нет. За эту работу она получила Сталинскую премию, которую тут же отдала на самолет-истребитель.

Вернувшись из Сталинграда, Ермольева начала работать над поиском именно той чудодейственной плесени, свойства которой описаны в научной литературе. И 93-я проба дала нужный результат. Более того, этот грибок оказался даже эффективнее. Лекарство назвали крустозин.

Правда, до сих пор ходит версия, что на самом деле это был все тот же пенициллин, украденный советскими шпионами. По другой версии, англичане попросили образец крустозина, а им дали копию их собственного лекарства. Как бы то ни было, новый медикамент в рекордные сроки начали выпускать в больших объемах. На испытание отправилась группа ученых во главе с Н. Бурденко. Зинаида Ермольева тоже поехала в Даугавпилс.

Из музейных фондов

- По сведениям Ленинградского архива военно-медицинских документов и Даугавпилсского горвоенкомата, в Даугавпилсе после освобождения было 24 эвакогоспиталя. Точно известно, что испытания проходили в госпитале № 3331, – рассказывает старший специалист отдела истории Даугавпилсского музея Светлана Москалева. – На этом здании теперь есть мемориальная доска. Ведущим хирургом госпиталя был М. Лангер. Большая бригада медиков и микробиологов прибыла в Даугавпилс осенью 44-го года. Тяжелораненые помещались в отдельную палату и им вводили пенициллин. Как рассказывали ветераны, сама Ермольева постоянно бывала в госпитале, делала инъекции и следила за состоянием больных. 600 человек с тяжелыми огнестрельными ранениями бедра, коленного и тазобедренного суставов, которым в течение недели вводили пенициллин, выздоравливали без осложнений. Врачи поражались, видя, как больные, у которых уже начался сепсис и они считались обреченными, поправлялись буквально на глазах. Проводились испытания также в госпитале № 3452, где находились раненные в мягкие ткани, обмороженные и обожженные. Результаты испытаний были обобщены на конференции в Шяуляе.

Журналист Борис Сопельняк пишет о своей встрече с Ермольевой уже в конце ее жизни. Он задал вопрос о том, какое событие во время войны стало самым ярким.

- Это зима 44-го года, – сказала “мадам Пенициллин”, как ее называла западная пресса. – Я тогда работала в зоне действия 1-го Прибалтийского фронта, стараясь доказать эффективность нового лекарства. Удалось вернуть в строй около тысячи солдат.

Воспоминания о будущем

Почему же сейчас пенициллин и другие антибиотики не так чудодейственны, как раньше? Сравнительно недавно ученые открыли, что микробы обладают разделением на два пола и при размножении обмениваются признаками, которые потом наследуются. То есть они очень быстро становятся устойчивыми к тому, что еще недавно было для них смертельным.

Нужны новые Флеминги, Ермольевы и Зильберы, которые откроют природу заболеваний и найдут “живую воду”. Возможно, чтобы они появились, нам надо с благодарностью вспоминать тех, кто однажды помог человечеству выжить.

Светлана Гартованова


Написать комментарий

а по какому адресу этот дом находится?

Дом на улице Саулес, недалеко от дамбы. там библиотека университета. Табличка висит. И правда, можно было бы по случаю годовщины две гвоздички положить. Кто возьмется организовать?

Мы должны гордится нашей историей. Спасибо за статью!

Saules 1/3 adres

горожанин: Дом на улице Саулес, недалеко от дамбы. там библиотека университета. Табличка висит. И правда, можно было бы по случаю годовщины две гвоздички положить. Кто возьмется организовать?

Какие проблемы? Купили две гвоздички в магазине и сами отнесли к зданию Универа, что возле дамбочки на улице Саулес. Всё для вас кто-то что-то организовывать должен...

Написать комментарий