Женщина с опытом ищет работу…

Не сошелся мир на нашей бирже труда — рижан зовут другие страны!

Всего три года назад Лариса как специалист считалась “женщиной преклонного возраста”. В Латвии. А сегодня она — востребованная гувернантка в воспитании русскоговорящих детей на островах Ла–Манша.

Это может каждый?

Когда три года назад она потеряла работу секретаря с закрытием одной из наших русских газет, казалось, что трудовые перспективы полностью отсутствуют. Высшее образование, знание русского и латышского, повышенная ответственность, дисциплина, трудолюбие — все это стране оказалось совершенно неинтересно. Чиновники на бирже не скрывали пренебрежения: “Кому нужна пятидесятилетняя дама?” А у нее дом, требующий ремонта, и взятый на него совместно с мужем кредит. А муж внезапно умер, кредит остался. И двое детей — больших, но недоученных. И совершенно домашняя женщина, в жизни не покидавшая дом дольше чем на месяц заслуженного отпуска, решилась на авантюру — отправилась на берега туманного Альбиона.

Испытание грибами

Ехала, впрочем, не совсем уж наобум — двоюродный брат живет в Северной Ирландии. Хотя неожиданностей все равно хватило. Вначале Ларисе обещали место на сельскохозяйственном предприятии, но пока приехала, ситуация поменялась. Поступило новое предложение — собирать грибы. Вариантов не было — согласилась. Выглядело это так:

— Центр цивилизации — это деревня “со всеми удобствами” — почта, паб, клаб, вся деловая жизнь вертится вокруг грибных теплиц. Сами теплицы в 40 минутах ходьбы посреди поля, но трудящихся возили на автобусах. Со мной в комнате жили еще две женщины из Польши. И это после жизни в собственном доме уже испытание — с работы приходим одновременно, душ один, но самое главное — холод. Был январь, температура минус 5, отопление там дорогое, поэтому его включают только когда приходят домой. Пока комната прогреется, зуб на зуб не попадает. За это удовольствие я платила 40 фунтов в неделю (35 за жилье и 5 за отопление). На питание — 20 фунтов в неделю, а заработала я 100 фунтов. Работали без выходных по 10, а то и по 12 часов. Вначале нас две недели обучали, грибы — продукт капризный, трогать руками его можно только один раз: срезал и сразу кладешь на продажу в определенную для его размеров коробочку. Оплата сдельная. Наш босс заходил в помещение в спецхалате и маске. Говорили, что у него аллергия.

Нас, новых работников, было 8 человек — из Болгарии, с Украины, была даже учительница английского. Кто приехал сам, кто при помощи фирмы. Работа законная — я как гражданка ЕС не нуждалась в специальных разрешениях. Налог за прибыль за нас платили, но никаких, понятно, страховок или социальных выплат. Хотя официальный минимум оплаты там 5 фунтов в час, гастарбайтеры и близко того не получают. Разговор насчет зарплаты короткий: либо согласен, либо нет. При этом местные власти в помощь нам учредили бесплатные курсы английского — раз в неделю, я ходила. Вузовского уровня “читаю со словарем”, конечно, не хватало. Хотя для работы язык не требовался — все говорили по–русски, заправляют там на управленческих должностях литовцы, а вот с местными жителями, знай я язык, общаться можно было бы активнее, они относились к нам вполне дружелюбно.

За месяц я заработала 400 фунтов, посредникам за поиски этой работы отдала 200, остальные ушли на питание и жилье. Трудно сказать, сколько б я вынесла такой жизни на износ при полном отсутствии финансового смысла, если б меня тоже не постигла тяжелейшая аллергия “на грибы” (кто бы видел способы их выращивания, ел бы не часто). Я решила, что заплатила за науку, меня ж никто не заставлял ехать. Приехала к брату, он занимался строительством в небольшом городке, но гораздо крупнее нашей деревни. Стала искать работу через официальные джоб–центры. Требовались няни к старикам, но моего английского для такого общения было явно недостаточно. Хотя такого условия никто не ставил — я сама взвесила свои возможности и отказалась. Знание языка и водительские права — в Великобритании это два главных больших плюса при поисках работы.

Знак судьбы

Когда выделенные Ларисой деньги на обустройство за границей стали заканчиваться, она принялась утешать себя мыслью, что потратила их не зря — хоть мир посмотрела. Но тут дочь в Риге увидела объявление о том, что английской семье требуется русскоговорящая няня. Лариса позвонила — ее собеседница оказалась рижанкой, которая несколько лет назад сама уехала туда работать и вышла замуж за англичанина. Теперь эта женщина хотела привить своей трехлетней дочери русский язык. Условия оказались подходящими: 350 фунтов в месяц по сути “чистых”, питание и проживание бесплатно. Работа — 4 дня в неделю. Наша героиня без колебаний согласилась и отправилась… на острова Ла–Манша. Точнее, это был остров Гензе, его население 60 тысяч.

— С малышкой, — рассказывает Лариса, — мы быстро подружились, хотя первое время она пыталась изводить меня, как Карлсон — Фрекен Бок. На этой работе я наконец смогла реализовать мечту своего детства, в котором хотела стать учительницей. Но учительницей уже была моя мама, и она меня отговорила продолжать династию. Я пошла в инженеры, но интерес к детям остался. Плюс опыт — своих же двоих вырастила. Учиться я люблю, необходимую информацию искала по Интернету. Хотя книг вообще мне там очень не хватало. Я даже записалась в местную библиотеку, там были книги, причем и русские, и латышские. На Гензе много русских, но латышей больше — около 6 тысяч. На 18 ноября латышская община устраивает торжество, о чем сообщает в местной газете. Там я наконец обложилась учебниками и всерьез занялась английским. Плюс постоянная практика, и дело пошло вперед. Имея три выходных, два из них я заняла уборкой квартир, отчего погашение кредита пошло быстрее.

Мама моей воспитанницы очень мне помогла адаптироваться к местной жизни — мы много ездили по острову, она рассказывала о местных традициях, привычках. Там не принято говорить о своих проблемах, принято демонстрировать успешность. Хотя в семьях, где я работала, отношения была нормальными, человеческими. Возможно, потому что мы “родом из СССР”. Я заметила, что при всем дружелюбии наши даже прожившие там немало лет не перемешиваются с местными жителями.

Острова удачи

С первой девочкой наша рижанка прозанималась полтора года, пока та не пошла в школу. Тем временем познакомилась со своей ровесницей из России.

— Ее дочь вышла замуж за местного жителя, и следом мама — по объявлению в местной газете. Когда мы начали общаться, моя вторая воспитанница еще не родилась. А потом они настойчиво пригласили меня к себе. С их малышкой я начала общаться, когда ей было всего год и три месяца. И снова отношения сложились замечательно. Только на этот раз я переселилась на соседний остров — Сарк, там и живу по сей день.

Место совершенно фантастическое — остров в длину 5 километров, в ширину 3 километра, по самой длинной дороге я обхожу его за час, население всего 600 человек. Слева — океан, справа — Ла–Манш, 30 миль до Франции, 9 миль до Гензе, связь катером. Во время отливов вода уходит на 1–2 километра, и тогда можно посмотреть затопленные в другое время потрясающие пещеры. Когда там дует ветер, то он несравним даже с нашей бурей. В прошлом году не стихал 9 дней, даже связи с Гензе не было. Поначалу боялась, потом привыкла. Климат в целом нормальный, очень солнечный, купаться можно начиная с июля по октябрь. Туристов в это время приезжает очень много, поэтому гостиничный бизнес процветает.

Просто приехать пожить там фактически нереально — землей владеют 40 сеньоров. Самому крупному из них принадлежит власть, Сарк — это сеньория. Сейчас там как раз что–то вроде революции: руководитель — человек пожилой, его дети живут в Англии и отказались от права на наследование, так что грядут выборы новой власти. У сеньоров можно купить право на аренду участков. Те, кто родился в этих местах, имеют право на особую, льготную цену, для остальных — очень дорого, а вообще это офшорная зона.

Рассказ Ларисы будто сказка: "Жизнь там удивительная — например, запрещено ездить на машинах. У одного местного есть джип, когда он его привез на остров, тащили трактором — не разрешили завезти мотор. На джипе он ездит только по своим владениям. Грузы там разрешено перевозить на тракторах (на них выдают лицензии), а ездить — на велосипедах и лошадях. На острове есть трое фермеров — один держит стадо коров, другой — овец, третий выращивает овощи на продажу. Плюс каждый что–то сажает на своем участке. Упор на экологически чистый продукт там очень серьезный.

Выбираем родину

За работу с девочками налоги я не платила, потому что мой доход ниже минимального, но мои работодатели платят за меня 150 фунтов в год. А с доходов по уборке гостиницы я сама платила подоходный — по закону, но о социальных взносах и медицинской страховке речи нет. Хорошей считается оплата 10–12 фунтов в час, некоторые гастарбайтеры–строители столько зарабатывают, но это редкость. Цены на продукты там практически как здесь, жилье требует много. Жить отдельно — такая потребность у многих, даже молодых людей, но это дороже. Скажем, мой брат платил 50 фунтов в неделю за квартиру.

Со своим теперешним опытом — и работы, и жизни там — я уже могла бы найти место и в Лондоне, но все нужно тщательно взвешивать. В одну семью новых русских в Лондон я ездила и вернулась на остров, потому что отношения с работодателями имеют большое значение для меня, — с теми не сошлись. До сих пор мне везло. Хотя при всем везении все–таки остается ощущение, что ты не дома. Всегда “в людях” — это означает постоянное напряжение, тем более что остров территория изолированная, пошел дождь — и уже выйти некуда.

Рассказывая о совершенно волшебных островах и разных диковинах, Лариса показывает фотографии, комментируя “у нас там, наш, наше”… Хотя в главном она уже определилась: "Я благодарна судьбе за возможность посмотреть удивительный мир, узнать много нового, выучить английский в конце концов, но оставаться надолго пусть и в удобных условиях не хочу. В Риге у меня дети, много родственников, друзей, здесь у меня совсем другая жизнь. До полного погашения кредита при нынешних темпах остается год–два — именно кредит стал для меня той мощной мотивацией, которая помогла мне приспособиться к чужой жизни и многое пережить. Это я считаю главным для каждого человека, который хочет уехать на заработки: определиться с мотивацией, понять что конкретно и зачем именно тебе там нужно. Иначе успеха не добиться.

Автор: Елена Слюсарева


Написать комментарий