Андрис Тейкманис: «Извините, что без драки!»

Вчера чрезвычайный и полномочный посол Латвии в России Андрис Тейкманис (на снимке) закончил свою миссию и в последний раз предстал перед прессой в этой должности.

Позиция Латвии по грузинскому конфликту не отразилась на отношениях с Россией

…В гости к нам

- Я провел в России 3,5 года, и за это время наметился сдвиг в отношениях между двумя странами. В первую очередь начался политический диалог, причем между лицами на самом высоком уровне, – отметил посол. – На время моей работы пришлись приезд экс-президента Вайры Вике-Фрейберги в Москву (на празднование 50-летия Победы во Второй мировой войне); визит премьер-министра Латвии в Москву. Также впервые в истории отношений двух стран произошел обмен визитами министров иностранных дел: в прошлом году Сергей Лавров побывал в Риге, а месяц назад г-н Риекстиньш приезжал в Москву.

Словом, диалог наладился. Есть и конкретные результаты – подписан исторический договор о границе, что еще раз доказывает: при желании что-то сделать все получается. Можно сказать, что сейчас страны открыли кредит доверия друг к другу. Пожалуй, сдвиг произошел после приезда в Ригу патриарха Алексия II в 2006 году – он как будто проложил дорогу…

За прошедшие несколько лет, как подчеркнул Андрис Тейкманис, экономические отношения налаживались хорошими темпами: объем товарооборота увеличивался на четверть каждый год и сейчас, по латвийским данным, перевалил 2 миллиарда долларов. Бизнес также почувствовал потепление политического климата, образуются новые связи и формы сотрудничества. Участились поездки в Латвию: если в 2004 году посольство выдавало около 40 000 виз в год, то в 2007 году выдало около 60 000.

- Еще достижением считаю то, что удалось запустить работу межправительственной латвийско-российской комиссии: она существует 11 лет, но из них 10 лет не работала, – заметил посол.

Он надеется, что с ее помощью удастся решить проблему, о которой говорится на каждой латвийско-российской встрече, – пробки на границе, улучшение ее инфраструктуры.

- В принципе, отношения между нашими странами стали более скучными. Уж извините, что без драки, – улыбнулся г-н Тейкманис, обращаясь к прессе. – Однако, конечно, для наших стран диалог в духе конструктивизма более полезен.

Надо также отметить два крупных культурных проекта, которые были осуществлены в этом году: сезон латвийской культуры в России и российской – в Латвии. В рамках этих событий в Риге прошли гастроли Большого театра, а москвичи посмотрели последние работы театра Херманиса. Кстати, последняя его работа – постановка по рассказам Шукшина – уже идет в российской столице.

В общем и целом Андрис Тейкманис оценил свое пребывание в России положительно.

О том, что не сделано

- Господин посол, несмотря на то, что диалог между странами проходит на высоком уровне, однако главное событие – визит президента Латвии в Россию – так и не состоялось. Возможно ли, что оно осуществится во время правления г-на Затлерса?

- Конечно, каждый посол мечтает о визите президента – можно сказать, это вершина карьеры. Мне, к примеру, уже через две недели после вступления в должность довелось принимать президента Вайру Вике-Фрейбергу. Однако полноценный рабочий визит требует серьезной подготовки – на уровне документов, договоров. Например, чтобы можно было подписать экономические соглашения. Чтобы это не было простым приездом. Надеюсь, что в первой половине следующего года визит президента Латвии все-таки состоится.

- Скажите, а что вам так и не удалось сделать? Какой участок работы вы считаете самым напряженным и болезненным?

- Конечно, хотелось бы больших изменений в восприятии образа Латвии. Латвия уже перестала быть врагом номер один, своего рода траблмейкером, то есть источником неприятностей. Растаял миф о том, что Латвия – камень преткновения в отношениях России с ЕС, НАТО. Однако чувствуется и негативизм, консерватизм. Мнение о стране складывалось еще с 90-х годов и меняется медленно – срабатывает инерция. Меня поразило: когда рижское “Динамо” играло в Челябинске, игроков стали обзывать фашистами, хотя там играют и русские ребята, и иностранцы… Свою роль в этом играют и СМИ – всегда ведь легче делать плохие новости. В общем, это то, что я не сделал до конца. Совершенно очевидно, что в этом направлении надо больше работать, и это то, что остается моему преемнику. Кстати, интересный факт: согласно опросам общественного мнения, Латвию в России воспринимают более негативно, чем Россию в Латвии.

О спорте, мире и войне

- Осложнил ли отношения Латвии и России тот факт, что страны заняли разные позиции в грузино-осетинском конфликте?

- Когда мнения расходятся – это не конец света. Да, мы считаем, что признание независимости Абхазии и Южной Осетии не принесло стабильности в этом регионе. Но когда есть политический диалог, только тогда и можно найти точки соприкосновения. Мы показали, что это возможно. Могу сказать, что я не почувствовал, что разные позиции по конфликту отразились на наших двусторонних отношениях.

Присутствовавших российских журналистов, разумеется, интересовал традиционный вопрос о положении неграждан. Тут посол был также традиционен в ответе: с каждым годом их становится меньше, и хотелось бы, чтобы Россия вместо упреков заняла конструктивную позицию. Например, тот факт, что неграждане могут ездить в Россию без виз, отнюдь не стимулирует неграждан определиться с гражданством, им удобнее сохранить свой статус.

Были вопросы и о позиции Латвии по проекту “Северный поток”. Тут тоже точка зрения осталась прежней: конечно, Латвия не в восторге от того, что проект принят в обход нее, однако в данном случае важно убедиться, что реализация не повредит экологии Балтийского моря.

Был и такой вопрос: некоторые послы (например, Эстонии) жалуются на давление со стороны антифашистских молодежных организаций – как, не слишком достали?.. Тут господин Тейкманис, который, кстати, как раз недавно был облит соком на пресс-конференции (после чего сказал: “Испорчен костюм, но не испорчены отношения”), сдержанно улыбнулся:

- Эти организации не обошли наш адрес стороной – было несколько акций. Хорошо организованных, привлекающих внимание. Самый большой гнев почему-то вызывали “фашистские шпроты” – банки разбивались о здание посольства и т. д. Кстати, должен сказать, что “шпротный вопрос” решен: с 1 сентября нынешнего года стандарты качества этой продукции в Латвии и России уравнялись. Я не придаю большого внимания этим акциям. Надо сказать, что моей эстонской коллеге больше досталось… Но считаю, что эти акции больший урон нанесли как раз России, а не нам.

Ну а последний вопрос был такой: Грузия призвала объявить бойкот Олимпиаде в Сочи. Не собирается ли Латвия присоединиться? Посол был краток и уверен:

- У Латвии точно нет планов не участвовать в Олимпиаде. Спорт – это мир.

Завершая встречу, Андрис Тейкманис признался, что с удовольствием увозит с собой очень яркие впечатления от поездок по регионам – он поездил от Калининграда до Магадана и увидел другую жизнь и много интересных людей. А своему преемнику посоветовал быть открытым с прессой: “Ведь известно: если тебя сегодня нет в газетах, значит, тебя нет вообще”.

ЦИФРЫ

Участились поездки в Латвию: если в 2004 году посольство выдавало около 40 000 виз в год, то в 2007 году выдало около 60 000.


Написать комментарий