Язык в законе, или на чём «въедут» в Думу 3

Политизировать экономику сложно - она глобальна, хотя отдельным личностям удается и это. Политизировать национальные вопросы куда проще. И чем ближе выборы, тем острее мы ощущаем на себе нововведения под авторством бессчетного количества чиновников, стоящих на страже государственного языка. Ведь он, язык, снова в опасности...

Несмотря на то, что только через полгода в стране грядут выборы самоуправлений и представителей Латвии в Европарламенте, главные козыри этой предвыборной кампании уже сейчас готовятся разыграть в Сейме. Ибо именно этот законодательный орган благодаря своей системе трех чтений может затянуть процесс рассмотрения любого закона на столько, на сколько это будет выгодно заинтересованным политическим силам. И между первым и вторым, вторым и третьим чтениями все кому не лень попытаются “выехать” за счет пропаганды своей позиции по тому или иному вопросу. Самые востребованные среди политиков и общественных масс вопросы будут читаться Сеймом в заключительном третьем чтении чуть ли не накануне самих выборов. Это ясно уже сейчас, как и то, что одним из широко муссируемых вопросов станет тема государственного языка, его сохранности и распространенности. В частности – среди студентов местных вузов, зрителей телевидения и слушателей радио, ну а там уж и большей части населения страны, чьи профессии попали в “черный” список из 1200 специальностей, составленный Центром госязыка. Кстати, данная организация находится в подчинении у Министерства юстиции, глава которого Гайдис Берзиньш (TB/LNNK) после визита в русскоязычный Даугавпилс отдал распоряжение о назначении здесь еще одного инспектора. Кроме того, Центр государственного языка является одной из восьми подобных ей институций и комиссий в стране, которые стоят на страже латышского языка. Общий годовой бюджет этих восьми структур составляет 1,7 млн. латов. Для сравнения: из этих денег в течение года можно было бы выплачивать среднюю в стране пенсию более чем тысяче пенсионеров.

Однако перейдем от цифр к сути тех вопросов, обсуждение которых политическими и общественными деятелями разного ранга обещает еще не раз содрогнуть воздух в ближайшие шесть месяцев.

ВУЗАМ – ИЛИ ДЕНЬГИ, ИЛИ ЯЗЫК

Пару недель назад порог Сейма пересек законопроект о высшем образовании, предполагающий ограничение использования русского языка в частных вузах Латвии. Газета “СейЧас” уже писала об этом законе, который у нас маскируют под соблюдение Болонской конвенции, которая на самом деле предполагает создание единого образовательного пространства Европы, но ни в коем случае не оговаривает, на каком языке должно вестись обучение в вузах. Кстати, Россия тоже подписала эту конвенцию, а значит в “едином образовательном пространстве Европы” и так уже есть русский язык.

Но этот факт никак не умаляет стремления латвийских властей превознести государственные вузы над частными, а латышский язык – над русским. Делается это, по замыслу авторов законопроекта, просто: если частный вуз получает хоть сантим из госбюджета, то не имеет права преподавать на каком-либо другом языке, кроме латышского и официальных языках Евросоюза. Хочешь преподавать на русском хоть в одной группе из всего университета – не претендуй на материальную поддержку государства. Вроде бы, в какой-то мере звучит справедливо и логично, ведь частный вуз является коммерческой структурой и существует за счет финансовых поступлений от своих клиентов – студентов. Однако на практике данный закон может обернуться сразу несколькими подводными камнями.

Во-первых, если государство вдруг решит заказать (и, естественно, оплатить) у одного из местных вузов, например, подготовку 30 специалистов определенной профессии, то на выполнение этого “госзаказа” смогут претендовать только госвузы, ведь частной высшей школе в случае подготовки одной такой группы придется перевести всех своих студентов на латышский язык обучения.

Во-вторых, многие частные вузы Латвии в качестве финансирования используют различные европейские фонды и программы, а их координированием зачастую занимается именно Министерство образования, пропуская евроденьги через госбюджет.

Так что уже сейчас многие власть имущие, а уж тем более оппозиционеры, признают, что законопроект нуждается в уточнениях. А значит, о языковом или финансовом ущемлении вузов (какой из видов ущемления выбрать, зависит от самих вузов) мы услышим еще не раз. В кулуарах парламента прогнозируют, что до Нового года документ пройдет в лучшем случае одно-два чтения, а финальные дебаты и голосование случатся никак не раньше марта: уж больно хорош законопроект для политического пиара накануне выборов, пусть и в самоуправления.

МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РУССКОМ НЕ БУДЕТ

Едва утихло обсуждение возможности запрета на вещание российских телевизионных каналов в Латвии, как на суд политиков, а значит, и общества, был вынесен законопроект об аудио и аудиовизуальных СМИ. В общем, документ в Сейме уже с лета, но сейчас приобрел дополнительную актуальность и злободневность, так как Комиссия по государственному языку прислала в Сейм письмо, выражающее недовольство членов комиссии тем фактом, что в законе нет специального раздела, регулирующего использование латышского языка.

И это несмотря на то, что предложенный парламентариям законопроект и так предполагает запрет двуязычия в рамках одной программы, что, по сути, препятствует нормальному и познавательному процессу интеграции общества (даже двуязычные рекламные ролики, как и сейчас, должны будут сопровождаться субтитрами), а также запрещает трансляцию детских и мультипликационных фильмов на русском языке на всех государственных и частных каналах. Все это – несмотря на решение Конституционного суда Латвии в 2003 году об отмене языковых ограничений для частных радио- и телевизионных станций.

Тем не менее языковая комиссия считает, что в законопроекте несправедливо отдается предпочтение регулировке экономической стороны медиа-рынка, в то время как госязык и национальная идентичность по-прежнему под угрозой, а общая языковая среда – неблагоприятна. Комиссия требует добавить к закону раздел, в котором регулировалось бы использование языков, принимая во внимание “неудовлетворительное использование государственного языка в средствах массовой информации” и “аспекты интеграции и национальной безопасности, а также общеевропейского информационного пространства”.

Закон еще только обсуждается, а Латвийское телевидение уже заявило о реструктуризации сетки вещания и буквальном отказе от русскоязычного зрителя. Так, руководство канала LTV-7, который считался каналом для нацменьшинств, публично признало свою несостоятельность в конкуренции с TV-5 и Первым Балтийским и решило за счет отказа от русской публики сделать канал более спортивным и развлекательным, но для населения титульной нации. Также планируется создание третьего государственного ТВ-канала, имеющего минимум рекламы и нацеленного на “более образованную аудиторию”, которая (несложно догадаться) также будет латышскоговорящей.

БУДУТ ШТРАФОВАТЬ И ДИРЕКТОРОВ ФИРМ

Еще один закон, дискуссии по которому продолжаются, несмотря на то, что он уже был одобрен КМ, – это расширение списка профессий, представителям которых необходимо владение госязыком на ту или иную категорию. Напомним, что список был увеличен с 48 профессий до 1200. И те, кто вошел в высшие его эшелоны (представители таких профессий, как доктора, главбухи, нотариусы и руководители предприятий), свои знания на 3А и 3В должны будут доказывать начиная с 2010 года. То есть, у них как бы есть время подготовиться, “подтянуть” знания латышского и, если нужно, сдать на нужную категорию. Кстати, записаться на проверку знаний государственного языка в Даугавпилсе можно на ул.Театра, 8, 1-й этаж (Литовское общество) по вторникам с 13 до 17 часов и по четвергам с 9 до 12 часов. Здесь же впоследствии проходят сами проверки. Контактный телефон – 26150979.

И этот закон является не только предметом политических пересудов (фракция ЗаПЧЕЛ сейчас требует от министра юстиции Гайдиса Берзиньша законного обоснования ратификации такого списка профессий, а “крайне левый” Берзиньш все никак не может написать такой ответ, который удовлетворил бы “крайне правых” “пчел”), но и не стал бы поводом для волнений среди обычного населения. Например, читатели газеты “СейЧас” спрашивают: "А надо ли пересдавать категорию латышского, например, на 2А или 2В, если в свое время была получена просто “2”? Этот вопрос мы переадресовали старшему инспектору по госязыку в Даугавпилсе Велте Мишке, которая заверила, что категории, полученные в период времени с 1992 по 2000 гг., останутся годны. Полученная тогда, например, вторая категория равноценна нынешним 2А или 2В – в зависимости от того, какую требует работодатель и правила КМ.

Также поступают вопросы и от руководителей фирм, которые наравне с членами правления SIA с 2010 года обязаны иметь категорию “3А”. Что будет с директорами, которые не говорят по-латышски? Не закрывать же собственный бизнес только по этой причине? И что им грозит – неужели постоянные штрафы? В этом вопросе Велта Мишке дипломатична:

- Я не вижу причины, которая помешала бы хозяевам фирм выучить латышский язык на должный уровень до 2010 года, ведь времени еще предостаточно. Относительно штрафов или других наказаний я бы не стала рассуждать сейчас, потому что пока мы не видим кодекса административных нарушений на 2010 год. Все может измениться, и о том, какие меры будут применяться, в частности, к директорам, пока говорить рано.

Руководитель контрольного отдела Центра госязыка в Риге Антон Курситис все-таки допускает возможность наложения административных штрафов на членов и руководителей правления частных фирм, не усматривая при этом угрозы работе фирмы в целом. А.Курситис проводит аналогию штрафов за незнание госязыка со штрафами, например, за нарушение ПДД. Хозяин ведь не станет закрывать фирму из-за одного или даже нескольких штрафов, наложенных Дорожной полицией. Значит, и из-за языковой инспекции не закроет. Будет платить. Или ездить аккуратно. И учить латышский язык. Что, кстати, в последнее время в этом государстве вообще является штукой полезной. Без всякой политизации.

Ольга ПЕТКЕВИЧ

23.10.2008 , 16:24

"Сейчас"


Написать комментарий

О Каком гос.языке можно говорить. Если некоторые депутаты, да и бывший мер не владеют им. Со всех можно требовать, всех можно наказывать, но как только человек у власти, все прикпывают глаза. Страшно. И Даже если бы были проверки, реультат положительный. Не так ли?

Как только в стане проблемы - вспоминают "язык"
Так же обстоит и с предстоящими выборами.

А не пора ли вспомнить тех кто первично голосовал за "независимую Латвию"
тогда никто не ставил вопрос о "языке"!!!

Ну вот,была одна взяточница и мародёр--Мишке,теперь будет две (или два)---"великие радетели чистоты латышского языка".А Мишке давно уже пора открыть свою лавку,по продаже "подарков и подношений",от "благодарных"экзаменуемух.Даже пластмассовой посудой берёт мзду...А лет 6-8 назад,помнится мне,оная мадам,брала от 40 да 70 латов откатных,за не имение категории по языку у руководителей фирм и чуть меньше с простых работяг,ну а сейчас ставки по более будут,так что у мадам Грицацуевой-Мишке премая дорога в светлое будущее капиталистической Латвии.Если кто не остановит её,вместе с заливным языком,в меню политиков Латвии........

Написать комментарий