Операция «Античиновник»

Премьер Годманис замахнулся на систему, которую сам же создавал в начале 90-х. На радикальный пересмотр системы управления и оплаты труда т. н. топ-менеджеров в предприятиях с государственной или муниципальной долей собственности, на реструктуризацию системы управление и столь же реальное упорядочивание оплаты чиновничьего труда он пока не отважился. Но обещал продолжить эту работу.

Отделались малой кровью

В ходе кампании “Античиновник” аппарат сокращен на 2419 рабочих мест, что дало экономию бюджета в 20 800 000 латов. Еще 136 800 000 латов удалось сэкономить в рамках сокращения всех расходов на 10%.

Эксперты и бизнесмены считают, что чиновники отделались малой кровью: основной оклад составляет лишь часть доходов, но 30%, а то и 50, приходится на премии и различные доплаты. И сокращение штатов фактически обернулось лишь ликвидацией вакантных мест.

Тогда, в начале 90-х, создавалась не новая система управления, а советских времен система приспосабливалась под новые условия и задачи. Для этого создавались новые рабочие места якобы для новых задач, увеличивались и фонды зарплат, что позволяло увеличивать зарплаты чиновникам якобы за совмещение должностей.

С годами выяснилось, что задач и обязанностей не прибавилось, но практика “совмещения” сохранилась. Вакансии позволяли создать экономию фонда заработной платы в министерствах, которую не возвращали в бюджет, а тратили на премии – к праздничным ли датам, за успешное ли выполнение работ. Чиновник горазд на придумывание поводов для премирования!

В свое время плата якобы за совмещение должностей объяснялась необходимостью привлечь в госуправление квалифицированных специалистов, которые в коммерческих структурах получают несоизмеримо больше. Привлекли. И выяснилось, что делать-то им и нечего. Как заметил глава минюста Гайдис Берзиньш, “среди чиновников немало тех, кто целыми днями играет в компьютерные игры”.

Отчитываясь в Сейме, среди первоочередных задач правительства Годманис назвал реорганизацию системы премирования в госуправлении. Срок – до конца наступающего года. Вероятно, премьер надеется, что волна чиновничьего возмущения, вызванная ликвидацией вакансий, к тому времени спадет и следующий этап экономии бюджета ему удастся провести без особого сопротивления.

Лидеры по бюрократам

Конфедерация работодателей считает, что снизить расходы госаппарата нужно по крайней мере на 15% и немедленно начать реструктуризацию госуправления, в ходе которой следует избавиться от дублирования функций, объединив ведомства или ликвидировав их, а исполнение не характерных функций передать частному сектору, используя форму сотрудничества. А то ведь по расходам на содержание госаппарата, как утверждает агентство Eurostat, Латвия лидирует среди стран Евросоюза: 14% госбюджета, а это более 900 млн. латов.

Глава госканцелярии Гунта Вейсмане не согласна с сомнительным лидерством Латвии, но готова признать, что расходы непомерно велики, а продуктивность работы чиновников низка. По ее мнению, после вступления в ЕС число чиновников выросло в связи с появлением новых функций.

Но! “Новые функции” делали ненужными многие старые должности, а вот их-то сократить привычно забыли. И расплодились десятки госагентств, по сути “тезки” министерских департаментов, съедающие серьезную часть госбюджета. Поднимется ли на них премьерская рука?

Свои департаменты министры не отдадут, на заклание пойдут агентства. Но и они не беззащитны: за каждым стоит партия, для которой эти структуры – кормушки, из них она черпает средства для своего существования.

Но Годманис все же сумел уже с 1 января заморозить компенсации членам правлений и советов предприятий, ограничил и оплату работ по госдоговорам – не более 50% от зарплаты. Подверг он обрезанию и штат многочисленных “советников”, а в этом звании пребывали родственники чиновников и депутатов Сейма.

Эти меры позволят премьеру сдержать слово, данное Конфедерации работодателей: еще на 10% уменьшить число штатных единиц в системе госуправления, а это почти 2400 человек, и не увеличивать средства на оплату труда работников госсектора.

Останется едва ли не главное: оптимизировать распределение должностей и обязанностей. А для этого нужно определить те управленческие функции, которые берет на себя государство. То есть реформировать систему управления как отдельными отраслями, так и государством в целом. А это повлечет и изменение структуры управления в самоуправлениях.

Выиграть схватку с чиновничеством удавалось не многим политикам, большинство обламывало зубы. Чиновник – соперник опасный и коварный. А если учесть, что наши министры и чиновничество имеют партийную принадлежность, то Годманис вступил в борьбу не с одиночками, а с серьезной силой.

Выиграет ли Годманис этот неравный бой?..

Цифры

14% бюджета,или 900 млн. латовв Латвии уходит на содержание чиновников.

Анатолий КАМЕНЕВ


Написать комментарий