Борис Цилевич: «НФЛ был разрушителем»

Так оно начиналось.
Так оно начиналось.
Сегодня исполняется 20 лет со дня создания Народного фронта Латвии - организации, кардинально изменившей всю жизнь в нашей стране.

На начальном этапе существования НФЛ его поддерживала и немалая часть русских латвийцев. Но прошло два десятка лет, и сегодня одни утверждают, что идеалы Народного фронта забыты и попраны, а другие полагают, что все надо было делать совершенно по-другому…

Депутат Сейма от “Центра согласия”  Борис Цилевич в высшее руководство НФЛ никогда не входил, но в свое время был заместителем председателя группы поддержки Народного фронта института математики и информатики Латвийского университета.

- С какими чувствами вы встречаете юбилей Народного фронта? – спросил “Час” у Бориса Цилевича (на снимке).

- Со смешанными… Народный фронт был механизмом разрушения, скорее даже саморазрушения прежнего режима. Знаете, есть такой большой металлический шар, которым разрушают старые дома, так вот таким шаром и был Народный фронт…

Строить что-то новое он был совершенно не приспособлен. В Народном фронте собрались те, кто по самым разным причинам был недоволен жизнью в Советском Союзе, – и националисты, и либералы, и анархисты, и монархисты…

Интересно вспомнить, кто делал на русском языке газету “Атмода”, в которой я начал писать как журналист. Владимир Линдерман и Александр Казаков, которых сегодня считают чуть ли не врагами народа. Оппозиционный депутат Сейма Николай Кабанов. Михаил Леонтьев, ныне самый жесткий из всех российских государственников. Трудно представить, что именно эти люди составляли ядро главного оружия Народного фронта.

- А была ли в Латвии альтернатива Народному фронту?

- К сожалению, нет. Тенденции развития были намного более глобальными, чем принято считать в Латвии. И все попытки Интерфронта сохранить прежний режим были обречены на провал. Ну невозможно было в то время, когда все вокруг менялось, сохранить в Латвии оазис Советского Союза! Но реваншизм как идеология никогда не бывает плодотворным…

- Сейчас существует много конспирологических теорий, в частности, о том, что Народный фронт создавался чуть ли не в недрах КГБ… Чувствовалось ли тогда, что кто-то реализует некий масштабный план?

- Эмоции и национальные чувства, конечно же, пытались использовать… Но, видимо, в какой-то момент ситуация вышла из-под контроля.

Сегодня очень трогательно читать мемуары о тех годах: люди вспоминают, что вот-вот войдут танки, что всех пересажают… Но на самом деле Народный фронт действовал в достаточно комфортных условиях. За исключением ОМОН. Эти ребята с трагической судьбой просто пытались честно выполнять свой долг, но в результате оказались козлами отпущения… А никаких других сдерживающих факторов не было.

- В сегодняшнем календаре дату создания НФЛ надо отмечать праздничным цветом?

- Я не склонен красить события в черный или белый цвет. Кроме победы над нацизмом, все остальное достаточно неоднозначно… Создание Народного фронта разрушило рамки, в которых мы жили, и нас отпустили в свободное плавание. А вот насколько мы сумели использовать эти возможности, вопрос конечно, сложный.

- Короче говоря, куда приплыли – туда приплыли…

- В общем, да. С Народным фронтом были связаны очень большие надежды. Но мало для кого они оправдались. Для русских активистов Народного фронта разочарование наступило раньше, для латышей – несколько позже. Наверное, все это лишний раз подтверждает старую истину: революцию задумывают гении, совершают герои, а ее плодами пользуются подлецы…


Написать комментарий