Как чиновники отбирают землю

У нескольких собственников земли в Ликсненской волости ни с того ни с сего вдруг уменьшились их владения - у кого на полгектара, у кого на гектар и более. Расследование, проведенное KNAB по одному из таких случаев, выявило череду нарушений в документах, допущенных сотрудниками Земельной службы, которые были также заверены подписями администрации волости. Суды при этом исправно поддерживают сторону чиновников.

В руки корреспондента “СейЧас” попало любопытное письмо за авторством Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, подписанное тогда еще его начальником, известным широким массам, господином Лоскутовым. Письмо адресовано хозяйке имения Vaikuļāni в Ликсненской волости Валентине Пудане, которая обратилась в KNAB с просьбой проверить ее подозрения насчет “недостаточной честности и, попросту, бесстыжия местных чиновников”.

Получив долгожданный ответ из KNAB, Валентина Пудане и хозяйка соседнего имения Ezeriņi Сильвия Зиединя обратились и в газету “СейЧас” с целью рассказать ее читателям о перепетиях со своими земельными владениями, в которых, как единодушно считают женщины, целиком и полностью повинны госслужащие.

Ошибки в действиях землемера и администрации Южно-Латгальской Земельной службы усмотрело и Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, посоветовав женщинам добиваться правды в соответствующих инстанциях. Для В.Пудане и С.Зиедини ответ А.Лоскутова был, в принципе, очевиден. Они, как и еще несколько собственников земельных наделов в Ликсне, с самого начала видели злой умысел со стороны волости и землемеров, упорно нежелающих признавать факт нарушений. Суды один за другим выносят вердикты в пользу чиновников.

А на земле, за которую женщины годами платили госпошлины и которую обрабатывали, между тем теперь хозяйничает не пойми откуда “нарисовавшийся” новый собственник. По крайней мере из-за “благоприятного” стечения обстоятельств в его руках оказался самый живописный кусок земли площадью в 0,8 га на берегу небольшого ликсненского озерка Кошэзерс, который независимый эксперт по просьбе журналиста “СейЧас” “навскидку” оценил в 1,5 лата за квадратный метр.

“КАК ОН ПОКАЗАЛ, ТАК Я И ЗАМЕРИЛ”

Из материалов расследования KNAB следует, что в 1996 году Ликсненский волостной совет выделил Сильвии Зиедини в пользование земельный участок площадью 8,1 га, по соседству с В.Пудане. Из Акта согласования границ земельного участка видно, что землемер Эрик Спаранс указал: участок С.Зиедини имеет общую линию границы с участком В.Пудане.

Как рассказала нам Валентина Пудане, принадлежащую ей землю общей площадью в 12 га она получила в наследство от родителей, часть выкупила позже. При согласовании границ ее участка в 1998 году присутствовал тот землемер, Эрик Спаранс, также заверивший наличие общей границы между владениями, а значит – отсутствие свободных площадей между ними.

Так и жили обе хозяйки, долгие годы пребывая в полной уверенности, что имеют общую границу. Как утверждают сотрудники KNAB, в информационную систему кадастров государственной недвижимости Земельной службы и в план Ликсненской волости должны были быть включены оба замеренных участка с общей границей, и никакой смежный кусок площадью в 0,8 га появиться между ними не мог. Тем не менее он вдруг появился. В 2005 году. Или 2001-м. Когда-то, в общем, появился…

Более того, по утверждению С.Зиедини, в архиве также появился новый акт обозначения границ земли, датированный уже не 1996-м, а 2005 годом. На нем красуется смежный участок между хозяйствами Ezeriņi и Vaikuļāni. На претензии С.Зиедини к Э.Спарансу, по вине которого, предположительно, возник этот участок, землемер ответил, что когда он вновь замерял участки, в Ezeriņi находился престарелый отец С.Зиедини, который якобы и указал землемеру границы своих владений. “Как он мне показал, так я и замерил”, – эту фразу, просто кричащую о непрофессионализме чиновника, до сих пор вспоминает и цитирует хозяйка участка. А по словам В.Пудане, Э.Спаранс так и вовсе буквально выгнал ее из своего кабинета.

Тем не менее в объяснении своих действий KNAB Южно-Латгальское региональное отделение Земельной службы упомянуло, что свободный участок в 0,8 га появился в результате замеров двух соседних участков и ему был присужден новый кадастровый номер и статус – “с неопределенной принадлежностью”.

ТАИНСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ НОМЕР

KNAB в свою очередь настаивает на том, что Эрик Спаранс принимал участие в обоих замерах и знал, что смежной свободной земли между участками нет. Она якобы обнаружилась при графическом занесении обоих участков в информационную систему Земельной службы. Ошибка в определении площадей была обнаружена в 2003 году, когда об этом был поставлен в известность Ликсненский волостной совет.
Но даже если ошибка была обнаружена, подчеркивает KNAB, то был “моральный” долг (!) обеих институций ее исправить и позволить хозяйкам соседних участков претендовать на появившуюся свободную землю. Тем более что в соответствии с Законом о завершении земельной реформы в сельской местности у собственников прилежащей земли было право первой руки в отношении появившегося между их владениями участка.

По идее, администрация волости должна была проинформировать С.Зиединю и В.Пудане о возможности получить в пользование участок в 0,8 га. Но расследование, проведенное KNAB, не установило, что информация об этой возможности была общедоступна.

На деле, по словам женщин, потребовавших объяснений у волости, позже выяснилось, что объявление о свободной земле было помещено на информацинной доске возле здания управления волости. Причем содержало оно не место его нахождения, а …тот самый, новый, никому до селе не ведомый кадастровый номер. И, как заявила женщинам сотрудница Ликсненского совета Бирута Озолиня, они должны были своевременно явиться и заметить, что земля между их участками предлагается в пользование любому желающему. Ясное дело, что ни у В.Пудане, ни у С.Зиедини не было и мысли ходить каждый божий день к зданию совета и сравнивать кадастровые номера, чтобы в случае чего претендовать на не пойми откуда взявшуюся свободную землю. И вряд ли у любого другого собственника земли появилось бы такое желание. Обе хозяйки исправно платили (и до сих пор платят!) налог на недвижимость за полную причитающуюся им площадь земли – 8,1 га и 12 га. И, как справедливо считают обе женщины, эти деньги они государству платят и за то, чтобы оно защищало их землевладельческие интересы.

Но, несмотря на это, по информации Ликсненского совета, свободная земля появилась в 2001 году, в апреле 2003-го волостной совет предоставил возможность желающим взять эту землю в пользование, и уже в июне заявку на лакомый кусочек подал некто Дзинтарс Юкшус, оказавшийся, кстати, единственным, кого заинтересовал участок земли под таинственным кадастровым номером. Участок был передан в его пользование, а тот же землемер, Эрик Спаранс, указал ему границы участка.

Позже Д.Юкшус будет настаивать на том, что следит за полученным участком, регулярно косит траву и т.д. На деле же землю до сих пор содержат в порядке В.Пудане и С.Зиединя, а сам Юкшус, явившись, как вспоминает В.Пудане, в 2006 году в ее владения, с бравадой просил ее показать, “где тут вообще его земля”!

РЕШЕНИЕ СУДА СНОВА ОБЖАЛОВАНО

Тем не менее, как ответили Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией из ЮжноЛатгальской земельной службы, если бы последние осуществили свой “моральный долг” и проинформировали хозяек земли о свободном участке, то это, согласно их внутренним правилам, было бы административно наказуемым нарушением, так как для всех должны быть равные условия получения информации.

В то же время сам Эрик Спаранс в своих объяснениях KNAB признал, что В.Пудане и С.Зиедини не было известно о свободной земле между их участками. По словам землемера, информация о свободном участке у Ликсненского волостного совета появилась в 1999 году, но почему его администрация не причислила к так называемой свободной земле, ему неведомо. Также землемер не в курсе, почему волость не исправила появившиеся ошибки и неточности. Но уверен Э.Спаранс в одном: в его обязанности не входит информирование о появлении свободных земель. И точка.

Выходит, ни в чьи обязанности это не входило. Из свидетельств чиновников следует, что любой землевладелец должен постоянно проверять наличие свободных земель вблизи его участка и, если что – первым писать заявку на землю, которая… и так его.

Сейчас, как утверждают В.Пудане и С.Зиединя, Дзинтарс Юкшус самовольно выкопал копцы и перенес их еще дальше, расширив свои “владения” на 0,3 га. Тем самым в собственности С.Зиедини фактически осталось уже около 7 га, но в Земельной книге все еще значится 8,1. Бардак и беспредел налицо.

KNAB в своем резюме рекомендовал хозяйкам обращаться в обе институции (Ликсненский волостной совет и Земельную службу), которые должны дать ответ относительно оправданности своих действий. Эти документы позже можно будет опротестовать в суде.

Судебные разбирательства уже идут. В суд подала С.Зиединя, которая по своей наивности ранее на заседания суда даже не приглашала адвоката. Ей казалось, что здесь все белыми нитками шито насчет того, кто виноват. Тем не менее судьи так не считали. Если суд одной инстанции и выносил решение в пользу собственницы земли, то решение следующей тут же его отменяло. Спустя долгие месяцы разбирательств С.Зиединя все-таки обратилась к адвокату, специализацией которого являются вопросы, связанные с недвижимой собственностью. После беглого ознакомления с материалами дела юрист также наткнулся на вопиющие нарушения в работе чиновников и заверил клиентку в успешном исходе дела. Очередной суд, как надеется теперь С.Зиединя, привнесет ясность и справедливость в затянувшееся дело.

Тем временем пару последних летних сезонов Д.Юкшус с друзьями отдыхал на живописном участке земли – пригорке на берегу озера. И “по счастливой случайности” никто, кроме него, не заинтересовался возможностью получения этой земли в безвозмездное пользование.

Ольга ПЕТКЕВИЧ

18.09.2008 , 15:50

"Сейчас"


Написать комментарий