Другая политика Артиса Пабрикса

Артис Пабрикс.
Артис Пабрикс.
Новая политическая организация собирается объединить в своей деятельности два на первый взгляд взаимоисключающих направления - либеральное и социальное. Она обещает не акцентировать национальный вопрос, который сегодня является основополагающим для большинства латвийских партий. На вопросы "Часа" отвечает сопредседатель общества "Другая политика", бывший министр иностранных дел Латвии Артис Пабрикс.

Еще одна партия: что изменилось?

- В этом году в Латвии появились две новые партии – Гражданский союз и общество “Другая политика”. Но на соотношение политических сил в стране новички практически никак не повлияли…

- Об изменении соотношения политических сил мы сможем говорить только после выборов. А появление новой партии в этом смысле ничего не меняет. Созданием своей партии мы хотели сказать очень важную вещь: латвийской политике нужно более качественное предложение.

- Что значит “более качественное”?

- Большинство партий, которые сегодня существуют в Латвии, – это партии 90-х годов, или партии первой волны. “Новое время” стало первым “котенком”, заявившим: “Мы хотим по-другому!” Но “Новое время” это “другое” понимало как борьбу с коррупцией и отправление людей за решетку.

Мы смотрим на ситуацию намного шире. Во-первых, мы не хотим опираться на те методы, которые партии и политики использовали в 90-е годы. Не хотим опираться на национализм и разнообразные фобии. Конечно, это очень простой путь мобилизовать людей, но это неконструктивно.

Во-вторых, мы не боимся говорить о социальных вопросах. Хотя в 90-е годы не было такого политика или такой партии, которые – по крайней мере в глазах латышских избирателей! – не представляли бы себя национальными консерваторами.

Мы тоже выступаем за консервативные ценности и считаем себя патриотами этой страны. Но мы не думаем, что этим надо особенно выделяться. На наш взгляд, в ходе реализованных в Латвии в течение последних 15 лет реформ неудачи по большей части были связаны именно с социальной сферой.

И, наконец, в-третьих, мы первая партия, которая не боится говорить с избирателями всех национальностей. Мы не коммунисты. Мы не социал-демократы. Но считаем, что без решения социальных вопросов, без среднего класса роста не будет…

- А вам не кажется парадоксальным, что в такой бедной стране, как Латвия, большая часть избирателей упорно голосует за партии, представляющие интересы крупного капитала?

- Так было, и мы хотим сломать этот подход… Латвия 50 лет жила в рамках СССР, в условиях радикального левого управления, и логично, что когда страна вернула себе независимость, маятник качнулся в другую сторону. Нужны были и приватизация, и либерализация рынка, и демократизация. Но теперь наступает время укреплять центр. А истина всегда посередине.

- Как вы объясняете провал референдума по закону о пенсиях? Казалось бы, повышение пенсий – это вопрос, который должен был объединить всех…

- Я не считаю, что референдум о пенсиях провалился – было собрано почти 350 тысяч подписей! При том что общество “Другая политика” было единственной политической силой, которая четко и последовательно выступала за референдум. Но мы сегодня находимся в оппозиции.

Что сделали правящие? Они посеяли в умах людей сомнения в качестве этого референдума. А если человек сомневается, он становится пассивным. Интересно, что накануне референдума мы слышали от представителей правящих партий парадоксальные для демократических политиков призывы не участвовать в референдуме. Для меня такой подход неприемлем – надо участвовать. Только так мы можем что-нибудь построить.

Либерализм с социальным “лицом”

- В последнее время в Латвии принято говорить о крахе политики интеграции. Вы согласны с этим?

- Скажем так: интеграция не была успешной. Проблема в том, что большая часть латвийских политиков в 90-е годы понимала интеграцию как отчет перед Западом, а не как ценность саму по себе.

- А как вы представляете себе интегрированное общество?

- Главным объединяющим фактором было и остается латвийское государство. Те, кто здесь живет, должны считать это государство своим. Как этого добиться? Только через образование и участие в жизни государства. Да, конечно, у кого-то останется ностальгия по прошлому, кто-то будет считать себя обиженным… Но в целом на ситуацию надо смотреть так: тех, кто живет в Латвии, не должны сортировать по этническому признаку, надо заботиться о том, чтобы всем было хорошо.

- И добиться этого, на ваш взгляд, можно объединив борьбу за социальные и либеральные идеи?

- Мы хотим проводить социально ответственную политику, без которой невозможно сформировать средний класс. А либерализм – это вопрос о ценностях и правах, которые есть у этого среднего класса. Так что тут нет противоречия. Либеральное направление больше ориентировано на молодых людей, а социальное – на представителей старшего поколения.

- В СМИ появилась информация о том, что в ряды общества “Другая политика” не были приняты несколько человек. Почему?

- Когда создается политическая организация, многие вступают в нее только потому, что хотят попробовать что-то новое, кого-то в новые структуры присылают и старые партии. Нам было важно, чтобы в общество “Другая политика” не вошли люди с невысоким престижем. А у тех, кого мы не приняли, престиж невысок.

- Какие политические кампании или мероприятия вы планируете в ближайшее время?

- В ближайшее время мы планируем завершить работу над проектом закона, предусматривающим серьезнейшие штрафы за выплату зарплаты в конвертах. Это поможет справиться с коррупцией и увеличить доходы бюджета.

Мы будем бороться за то, чтобы при принятии бюджета на следующий год учитывались социальный аспект, интересы тех, кому труднее всего. Также в сфере интересов общества “Другая политика” ситуация в здравоохранении. И образование как гарантия конкуренто- способности страны в будущем. И, конечно же, подготовка к выборам самоуправлений и Европарламента.

- И кто от вашей партии будет баллотироваться в Европарламент?

- Еще не решено. Одно могу сказать: я баллотироваться не буду, дома много работы.


Написать комментарий