Хмельная «крыша»

Месяца не проходит, чтобы редакция не получила письмо гневного содержания на предмет засилья самогонных «точек». С регулярностью в пару месяцев «Миллион» делает журналистские вылазки, теребит полицию, проводит собственные расследования. Нельзя сказать, что весь пар уходит в гудок — нет. Буквально в понедельник вынесен, наконец, приговор бывшему полицейскому Андрею Дзенису, «крышевавшему» спиртные «точки» Новостроения, обвиненному судом по трем статьям УЗ: 317(1) — превышение служебных полномочий, 320 (2) — взяточничество, совершенное повторно или в крупных размерах и 327 (2) — служебный подлог, совершенный в корыстных целях. Дело «закрутилось» и дошло до своего логического конца с подачи «Миллиона». Зарвавшийся старлей приговорен к году и девяти месяцам лишения свободы с конфискацией имущества. Однако по большому счету — это все! Конфискация браги, уже готового пойла, прикрытие минизаводиков по изготовлению самодельного пития, страшные «бумажные» штрафы — обычные полицейские будни, идущие себе чередом. Война продолжается — и конца ей пока не видно…

«Дорогая редакция «Миллиона»! Очень просим помочь нам, наконец. Мы, жители Нового Форштадта, улицы Резекнес, 15а и прилегающих домов, очень Вас просим помочь закрыть самогонную «точку». Полиция и участковый закрывают на это безобразие глаза. Хотя приезжают и штрафуют, там продолжают продавать по 60 сантимов за бутылку. Самогон с какими-то примесями, алкаши напьются, потом «гусей гоняют»! Пусть для себя гонят, а не травят людей! Мы проживаем в этом микрорайоне 15 лет, и столько лет существует эта «точка». Сначала в лесу торговали, потом стали в квартире. Пьяницы всех достали — идут на «точку», как в магазин. Продукцию дают круглосуточно, когда матери дома нет, дежурит девочка-школьница. Неужели наша полиция не может справиться с «точками»? Не в том ли дело, что хозяева платят полиции и участковому — хозяйка сама говорит, что у нее «где надо, «крыша» есть». Если вы не поможете, мы сами спалим эту нечисть. Но очень просим помочь».
«Не в том ли дело, что хозяева платят полиции и участковому — хозяйка сама говорит, что у нее «где надо, «крыша» есть»». Редкая птица долетит до середины Днепра, редкий обыватель любит полицию. Работу полиции начинаешь ценить, когда приходится совсем туго. Хотя, чего скрывать, выделенная выше мысль зачастую имеет место в реальности. Другими словами, всяко бывает. Что же касается «самим спалить эту нечисть», — это все-таки слишком! Так или иначе, видно, что жильцов дома по улице Резекнес, 15а «и прилегающих домов» — ситуация «достала»!
— Добрый день, — отложив письмо, поздоровался журналист по телефону с начальником 5-го участка Николаем Сильченко. — В двух словах: по мнению некоторых жильцов, ваш участок «крышует» одну из «Первомайских» точек.
— Очень милое предположение. Для информации: по названному вами адресу последний раз «точку» накрывали 15 декабря — ровно месяц назад. Всего судом семья оштрафована на сумму более тысячи латов! Уж в чем нас упрекать жильцам, но только не в бездействии…
После обмена любезностями г-н Сильченко предложил журналисту посетить квартиру.
— Если повезет, убедитесь воочию, что по сути полиция сражается с ветряными мельницами. Никто не говорит, что делать эту работу не надо, другое дело, что при нынешнем законодательстве привлечь человека к ответу практически невозможно. Штраф для самогонщика — пустой звук, конфискация — мелкая неприятность! Кстати: наказывает суд, а не полиция — народ всегда эту деталь опускает.
… Долго ждать клиента не пришлось. Бутылку молодой человек «засветил» прямо на выходе к подъезду. Приглашение в машину воспринял как должное — тяжко вздохнул и передал емкость с мутной жидкостью полицейским.
— Хотите нюхнуть? — вежливо предложил старший участковый Эрик Шалковский.
Принятое сходу предложение оказалось большой ошибкой, одного «халявного нюха» хватило, чтобы тошнотворный запах отравил организм на весь вечер.
— Как они пьют эту гадость?!
— Вот у него и спросите… — кивает в сторону молодого человека участковый. — Наверняка какое-нибудь дерьмо для крепости подмешивают! А что, шестьдесят копеек — и дешево, и сердито!
Молодому человеку тяжко. В полемику вступать не собирается: да, купил, да, в такой-то квартире; просит войти в положение, пожалеть, отпустить и вернуть его «личную собственность» — где-то за углом ждет народ, который «не простит задержки».
— Не вздумайте на улице «лечиться», — возвращая «личную собственность» и взяв пояснения, вздыхает полицейский и приглашает в квартиру.
— А могут не открыть?
— Естественно. Как повезет…
Квартиру открывают. Удивлению женщины нет предела! Трое в форме и один в штатском с фотоаппаратом – не та компания, которая попросит «полечиться». В глазах женщины читается: «Влипли, блин! Экспроприация!..»
Через мгновение выясняется еще одна деталь: открывшая дверь женщина всего лишь соседка. Дикий нетрезвый вопль сотрясает небеса — в прихожей из кухни появляется сама хозяйка! Выгонять поздно, мозг успевает зафиксировать немаловажную деталь — отступая, хозяйка голосит так, как недавно по телевизору бедные женщины прощались с Ясиром Арафатом.
Появление на «сцене» трезвого молодого человека разряжает обстановку.
— Перестань, мам!.. Попались так попались! Люди делают свою работу…
Сын Дима отводит мать в комнату. Маме, вправду, можно посочувствовать. Дети растут без отца — два года назад умер. Среди всхлипов и причитаний Натальи то и дело проскальзывает информация о лежащей в рижской больнице дочери. У Оли только что прошла сложная операция на позвоночнике. Вполне возможно, что с горя или радости хозяйка и приложилась к бутылочке. Соседка, полицейские, затем вызванный в коридор Дима, смотря ис-подлобья, подтверждают печальные новости о сестренке-школьнице.
Двадцатилетнему парню неловко. Видно, что Дмитрий не из тех ранних, уже спившихся, побитых «молью», поклеванных сверстников, пускающих жизнь на самотек. В юноше чувствуется харизма. Скоро из разговора выясняется, что Дима только прибыл из Англии.
— Ну и как, заработал? — меняя тему, интересуюсь у парня.
— О чем речь? Конечно! Сестру вот встречу — снова поеду!
— Образование среднее?
— Да тут сколько ни образовывайся, все равно столько, сколько в Англии на том же поле с клубникой не заработаешь! Пропади оно все пропадом, будет возможность, останусь там насовсем! А то от «хорошей» жизни приходится продавать этот самогон!
Диалог прерывается репликой матери. Наталья всхлипывает, просит ничего не говорить незнакомцу. Скоро заводит сама себя — начинает поливать по чем зря никчемную свою жизнь, журналиста, самогон. Вмешиваются полицейские — достается и «позорным ментам». Дав показания, соседка уводит Наталью в другую комнату.
Экспроприировано пятнадцать бутылок готовой продукции, канистра браги. На все спиртные «изделия» составлены бумаги. Хорошая квартира, чудная мебель, ремонт — все говорит о достатке хозяев. Убедит ли домочадцев очередной составленный протокол? Вряд ли.
— За прошлый год, — подводит в машине черту Эрик Шалковский, — на семью было составлено три протокола! Два – на сына и один – на дочь. Наказывает суд, как правило, штрафами от 100 до 150 латов. Как вы думаете, хоть один лат эта семья выплатила? Конечно, нет! Все безработные! В этой безработице и весь, я уверен, корень зла! Тяжело людям! С другой стороны — ведь другие травятся! Спрос диктует предложение — замкнутый круг! От безнаказанности, с одной стороны, и безысходности — с другой, ничего ровным счетом не меняется! Там прикроешь «точку», смотришь – в другом месте две новые «выскочили»! А виновата у людей полиция.
Вполне зрелые рассуждения даже для депутата Сейма. Вот и выходит, что «крышуют» наши точки наши законы! Нет у власти времени опуститься до уровня простого смертного. А здесь, на грешной земле, одни из сил лезут — стараются выжить незаконной торговлей, другие гробят здоровье — «пожирают» огненную воду, «сливают» жизнь в тот самый люк, в который скоро полиция сольет пятнадцать бутылок кошмарной, вонючей, мутной жидкости…
P.S. Поскольку дочь Ольга является школьницей, кроме того, в настоящее время находится на излечении в больнице, редакция по этическим причинам решила не указывать фамилию героев публикации.
От редакции. Когда верстался номер, стали известны поправки к Кодексу административных правонарушений Латвии. В частности, ст.1701 предусматривает наложение денежного штрафа до 100 латов (или административный арест на срок до 10 суток) ЗА ПРИОБРЕТЕНИЕ нелегальных алкогольных напитков и спирта. Данные поправки вступают в силу с 25.01.2005г.

13.01.2005 , 13:35

Роман САМАРИН


Написать комментарий