Римшевич призвал без паники скупать квартиры

Президент Банка Латвии Илмар Римшевич в интервью газете “Телеграф” предложил школьникам учить математику, безработным строителям возвращаться на прежние места работы, а населению в целом не паниковать, оценивая перспективы роста своего благосостояния. Кроме того, президент центробанка оценил рубль и объяснил, почему сегодня в Латвии выгодно покупать недвижимость.

Цыплят по осени считают

- В июне годовая инфляция снизилась на 0,2 процентного пункта. Что будет дальше?

- Замечу, что Банк Латвии еще в декабре предсказывал, что в середине года инфляция начнет снижаться. И несмотря на то что мировые цены на нефть за год выросли на 84%, даже в этих условиях наш прогноз оправдался. Тем самым мы, возможно, начали ломать недоверие, пессимистические ожидания населения нашей страны. Сегодня формируется новая тенденция инфляционной динамики – вниз и только вниз.

- С этой тенденцией многие не согласны. Например, глава производственного объединения Dzintars Илья Герчиков в интервью Телеграфу спрогнозировал, что годовая инфляция к концу года вырастет до 22%.

- Я не хочу сегодня спорить с уважаемым господином Герчиковым, но наш прогноз составляет 13-14%. В свою очередь среднегодовая инфляция по итогам 2008 года – около 16%.

Она может быть чуть больше или чуть меньше. Но мы ни в коем случае не предполагаем, что она станет расти теми темпами, о которых упоминает господин Герчиков. Как говорится, цыплят по осени считают.

Без паники!

- Ваш прогноз касательно ВВП?

- Наш сегодняшний прогноз предполагает в этом году рост в пределах 2-3%. Конечно, по сравнению с предыдущим этот прирост весьма умеренный, но, тем не менее, очень важный. Если у нас получится сбалансировать экономику в 2008-м в этих пределах, то на следующий год мы прогнозируем прирост в пределах 2,5-3,5%.

Здесь важно отметить следующее. Если мы на каждом шагу будем постоянно друг друга пугать и напоминать о кризисе, который, собственно, в Латвии еще не наступил, то можем спровоцировать ситуацию, которая окажется несколько хуже наших ожиданий. И прирост в этом случае может оказаться ниже.

А если мы продолжим нормально работать, целенаправленно выполняя те задачи, которые перед нами поставлены, выйдем на бюджет с профицитом, то, вне всякого сомнения, 2,5-процентный прирост – весьма реальная цифра.

- А как продолжать нормально целенаправленно работать тысячам строителей, оставшихся без заказов?

- Это две разные сферы: экономика в целом и одна отрасль народного хозяйства, о которой мы говорим.

Я думаю, что сегодня задача государства – помочь этим людям найти работу. А поскольку многие из них пришли из других секторов народного хозяйства, то эти отрасли будут просто счастливы, когда к ним вновь вернутся их профессиональные работники.

Дефицит технического мышления

- При прогнозах, которые вы озвучили: через сколько лет в Латвии будет достигнут средний уровень ЕС? И кто его достигнет – наши внуки, правнуки, праправнуки?

- Для того чтобы строить такие прогнозы, нужно сначала сбалансировать экономику. Вот тогда и можно будет ответить на этот вопрос.

Сегодня наша средняя зарплата составляет 400-500 латов. А нужно создавать такую экономику, чтобы она была способна производить продукцию, за которую платили бы по 1000 латов.

Кто в Латвии может произвести продукцию с такой добавленной стоимостью, чтобы работники там зарабатывали по тысяче латов? Банк Латвии провел конкретное исследование на тему, где Латвия может получить пусть небольшое, но преимущество. Следующий вопрос: чтобы в будущем эти перспективные отрасли успешно развивались, мы должны выращивать для них специалистов. А специалисты здесь так просто не появятся.

Очевидно, что если мы хотим иметь грамотных специалистов, растить у себя на родине изобретателей, программистов, продовольственных технологов, специалистов по биокосметике и так далее – эти люди должны изучать точные науки. И первое, что для этого необходимо, – обязательный экзамен по биологии, химии, физике, математике, чтобы никто не мог закончить школу без этих направлений!

А далее – человек, сдавший такой экзамен, поступает в высшее техническое учебное заведение и станет пользоваться льготами по оплате за учебу на протяжении 4-5 лет. Если у него будут какие-то затраты по кредитам на образование, то их спишут в течение 3-4 лет.

- То есть государство должно поддерживать обучение в приоритетных отраслях?

- Даже не в отраслях, а в отдельных направлениях, с тем чтобы у нас были необходимые специалисты. Когда к нам приезжают иностранные инвесторы и хотят здесь открыть завод, больницу, какое-либо предприятие, производящее продукт с высокой добавленной стоимостью, они начинают искать специалистов в этих направлениях – и выясняется, что здесь их просто нет.

Надо стимулировать талантливых молодых людей, чтобы они шли учиться по тем направлениям, которые являются перспективными для латвийской экономики.

- Но кто и как будет определять, какая отрасль у нас самая приоритетная? Соберутся представители разных сфер экономики, и каждый станет доказывать, что именно его отрасль нуждается в поддержке.

- Мы не говорим о каких-то конкретных отраслях – мы говорим только о математике, физике и химии. Если вы посмотрите сегодня, то целый ряд успешных руководителей многих предприятий – как раз физики или математики. Структурное, техническое мышление – всего этого нам не хватает.

Я ни в коем случае не против гуманитарного и художественного направления – их тоже нельзя исключать из общей обоймы. Однако знание математики не помешает и дизайнеру. И наоборот.

- Через сколько лет физика и математика станут главными школьными предметами в Латвии?

- Я думаю, все идеи должны быть осмыслены… Тем не менее мы остаемся при своем мнении и будем его продвигать. Потому что просто сидеть сложа руки, наверное, не самая лучшая позиция

Пять процентов Калвитиса

- Хорошо. Вернемся к росту цен. “Через год после принятия антиинфляционных мер горькое лекарство против инфляции подействовало,” – прокомментировал Банк Латвии июньское снижение роста цен. А что мешало принять это лекарство два года назад?

- На протяжении двух – двух с половиной лет Банк Латвии призывал правительство принять меры по снижению темпов роста экономики, уменьшить темпы кредитования, увеличить бюджетный профицит и так далее.

Думаю, в данной ситуации Латвия впервые оказалась участницей полного цикла экономического развития. А политики не смогли полностью осознать, что это развитие идет несбалансированно. Все видели стремительный рост, но чтобы выдержать его на протяжении многих лет, необходимо проводить дополнительные реформы и предпринимать дополнительные меры предосторожности.

- Но вы же предупреждали об этом?

- Разумеется!

- Почему же правительство вас не услышало?

- Спросите об этом у правительства – почему ничего не было сделано ни в 2005, ни в 2006 году. Вы же сами писали о том, что были секретные заседания правительства… Но все равно принятие антиинфляционных мер откладывалось.

- Если бы Айгар Калвитис своевременно прислушался к советам Банка Латвии, какая бы была сегодня инфляция?

- Думаю, что на уровне эстонской и литовской. А это 10-12%.

- То есть благодаря правительству Калвитиса мы сегодня получили дополнительно 5% инфляции?

- Это ваша оценка.

Профицит или дефицит

- Сейм утвердил бюджетный профицит в размере 0,05%. Не кажется ли вам, что это слишком мало?

- Мы, конечно, несколько огорчены, что правительство не предприняло дополнительных шагов, чтобы сохранить этот профицит в размере 1% от ВВП.

Тем не менее рады, что сохранился хотя бы этот маленький сигнальный инструмент, который, я надеюсь, послужит для иностранных инвесторов и бизнесменов показателем серьезных намерений нашего правительства в нынешних условиях.

- Есть другое мнение – надо было принять бюджет с дефицитом, увеличить расходы, чтобы повысить потребительский спрос, который, в свою очередь, будет способствовать развитию промышленности и всей экономики в целом…

- Это, знаете ли, очень примитивный подход. Такие рекомендации звучат из уст тех людей, которые, может быть, прочитали один параграф из учебника экономики, но не вдавались в глубокий анализ экономической ситуации страны, где валюта привязана к другой валюте.

Когда курс привязан, мы не должны тратить бюджетные средства чтобы создавать дополнительный спрос в ситуации, когда мы лидеры в Европе по инфляции и дефициту текущего счета. Это может привести только к новому витку инфляции. Это во-первых. А во-вторых, сегодня экономика Латвии не находится в рецессии и не требует дополнительных прямых стимулов, но нуждается во всяческой поддержке экспорта.

Если речь идет о серьезных капиталовложениях, которые в будущем могут способствовать развитию латвийской экономики, созданию производственных мощностей или научно-исследовательской базы, то мы не противились бы этим идеям. Но как-то и искусственно поддерживать спрос и поднимать зарплаты, которые опережают рост производительности, и тем самым снижать конкурентоспособность предпринимателей? Банк Латвии категорически против этого. Экономику должны стимулировать банки и инвестиции.

- Профицит был достигнут в том числе и за счет экономии министерствами и ведомствами расходов и сокращения штатных единиц и так далее. А в Банке Латвии сколько человек сокращено?

- Не дублируется ли что-то, не отмерла ли какая-то функция – такие аудиты в Банке Латвии проводились на протяжении последних 6-8 лет. Заниматься какой-то кампанией по сокращению штатных единиц нет основания. После моего назначения президентом центробанка число сотрудников было снижено с 730 до 600. Сегодня в Банке Латвии трудятся 630 человек, и это объясняется тем, что при вступлении в Евросоюз мы должны были создать рабочие места, чтобы справляться с теми задачами, которые нам дополнительно ставят Евросоюз, Европейский центральный банк.

В общем, мы не сидели и не ждали, когда кто-то придет и скажет, что нам в Банке Латвии надо сократить работников.

Про евро и рубль

- Традиционный вопрос нескольких последних лет: каков ваш прогноз относительно введения евро?

- Я считаю, что введение евро должно стать стратегической задачей правительства. Сегодня мы можем прогнозировать, что это произойдет в 2013 году. Нам придется еще очень серьезно работать над нашими домашними заданиями, чтобы снизить инфляцию, уменьшить дефицит текущего счета. С тем, чтобы к концу 2011-го соответствовать Маастрихтским критериям. И мы считаем, что за оставшиеся три с половиной года это можно сделать! Но это не значит, что нужно ждать 2013 года сложа руки. Мы должны создать очень конкретный план действий и очень четко и внятно следить за его выполнением

Задачу несколько облегчает то, что в еврозоне постоянно растет инфляция, а вместе с ней поднимается планка минимальной инфляции, которую для введения евро необходимо достичь согласно Маастрихтским критериям.

- Как вы оцениваете идею президента РФ Дмитрия Медведева о том, чтобы использовать рубль наравне с евро и долларом в качестве резервной валюты?

- Думаю, что это очень серьезное заявление, которое мы оцениваем с пониманием. И я не удивился, если бы в один прекрасный день это стало бы реальностью.

Зависит это, в первую очередь, от самой России, которая должна заботиться о том, чтобы рубль применялся в нефтяных и газовых расчетах.

- Президент Hansabanka Марис Авотиньш купил квартиру в “тихом центре” Риги, вы приобрели недвижимость в Юрмале. Принято считать, что банкиры лучше других ориентируются в экономических процессах. Значит ли это, что цены на недвижимость достигли минимума и сейчас самое время скупать квартиры?

- Считайте, что я таким образом поддерживаю латвийский рынок недвижимости.

Если серьезно, то я надеюсь, что рынок начал стабилизироваться и, как мне кажется, сейчас правильное время для покупки недвижимости. Может быть, цена упадет еще чуть-чуть, но и сейчас покупка недвижимости в Латвии – хорошее капиталовложение.

http://www.novonews.lv/news/2008/07/21/business/041585.html


Написать комментарий