Максим РЕВА: «Я не мог не встать на защиту Бронзового Солдата…» 2

“Экспресс-неделе” удалось побеседовать с человеком, имя которого, в последнее время, стало одним из символов мужества, несгибаемости и уверенности в борьбе за свои права. Знакомтесь: Максим Рева, участник таллинской общественной организации “Ночной Дозор”, одно из главных действующих лиц “бронзовой ночи” 27 апреля 2007 года, когда русское население Таллинна поднялось на защиту памятника Воину-Освободителю, который эстонские власти решили убрать из центра города.

Будучи задержанным полицией безопасности, Максим вынужден был провести полгода в тюрьме в тяжелейших условиях. Сейчас он является одним из основных фигурантов уголовного процесса против защитников “Бронзового Солдата”. Однако ни перенесенные в заключении страдания, ни нынешние невзгоды не сломили его дух.

– Максим, у вас есть мысли, чем именно закончится судебный процесс?

– Вообще-то, я и сейчас надеюсь, что наш процесс поможет Эстонии стать демократическим, свободным государством – хотя сейчас наблюдается прямо противоположная тенденция. Об этом лучше всего свидетельствует сама провокация “бронзовой ночи” – дело рук нынешнего правительства Эстонии. А сейчас, к тому же, готовится пакет законодательных инициатив по еще большему расширению возможностей слежки и права вводить чрезвычайное положение в течение 12 часов на отдельно взятой территории.

– Насколько мне известно, обвинения против вас достаточно смехотворны…

– О, это необычный судебный процесс. В обвинительном акте перечисляются все наши деяния, за которые в европейском обществе не то что не судят, но даже не принимают их к рассмотрению. Вы знаете, в ходе этого процесса я решил отказаться от вызова свидетелей – за исключением одного или двух, которые мямогли бы прояснить ситуацию вокруг некоторых фактов, грубо искаженных следствием в обвинительном акте. Я не собираюсь отказываться от тех законных действий, которые я совершил, защищая честь своих дедов, победивших фашизм. Считаю любые попытки с моей стороны оправдаться за эти действия оскорблением их памяти. Если в ходе данного судебного фарса меня признают виновным, то это будут лишь проблемы Эстонии как государства, называющего себя правовым.

– Скажите, Максим, а что именно вас заставило выйти на защиту “Бронзового Солдата”?

– Все очень просто. Один мой дед, имея медаль “За оборону Сталинграда”, закончил войну под Варшавой. Другой покоится на таллиннском военном кладбище – буквально в десяти метрах от того места, где теперь стоит Солдат. А родной дядя моего отца в 1941?м погиб в самом центре Таллинна – через дорогу от холма Тынисмяги, где “Бронзовый Солдат” стоял раньше. Меня родители к этому памятнику с трехлетнего возраста водили, для меня слово “эсэсовец” было самым страшным оскорблением. Оба моих дедушки выиграли войну – и я это знал с детства. И свою маленькую дочку я однажды тоже привел к памятнику. “Сегодня же не праздник, почему здесь опять люди и цветы?” – спросила она. Объяснил доступным языком: “Помнишь, ты смотрела фильм про концлагерь и солдата, который спас девочку? Так вот, это памятник тому самому солдату. А плохие люди хотят его унести, чтобы забыть о той девочке”. Дочка сказала: “Папа, этого делать нельзя…” И через два дня я провел в дозоре первую ночь…

– Насколько мне известно, вам пришлось очень многое вынести после ареста…

– Ну, ни для кого не секрет, через что пришлось пройти всем тем защитникам памятника, что попали в руки эстонской полиции. Недаром, находящийся в Таллиннском порту D-терминал, куда свозили задержанных участников “бронзовой ночи”, стал печально знаменитым. Потом было пребывание в тюрьме – оно сопровождалось столь кошмарными условиями, что это сильно отразилось на моем здоровье. Сейчас я не могу найти работу: едва мне удается договориться с кем-либо из работодателей, ему звонят откуда следует и настоятельно советуют отказаться от моих услуг. Неизвестные люди угрожали по телефону моим родным…

– Правда, что представители России отказались помочь вам с адвокатом?

– Нет, это совершеннейшая неправда. На самом деле, я и не обращался к российской стороне с подобной просьбой.

– Сейчас эстонская сторона активно пытается доказать, что защитники “Бронзового Солдата” были сплошь мародерами и грабителями…

– Видите ли, все указывает на то, что события “бронзовой ночи” заранее готовились эстонскими властями, которые намеренно вели дело именно к такому исходу. Спецслужбы вели тайную слежку за лидерами общественных организаций, которые выступали против демонтажа памятника Воину-освободителю, еще задолго до начала массовых беспорядков. Информацию о слежках подтверждают рассекреченные документы, с которых эстонское правительство сняло статус государственной тайны, чтобы использовать их на судебных процессах по массовым беспорядкам 26?28 апреля. Что касается погромов магазинов и грабежей в “бронзовую ночь”, то, опять же, есть основания утверждать, что они были спровоцированы агентами КаПо (полиции безопасности), перед которыми стояло задание: всячески дискредитировать защитников памятника. Достоянием гласности стал документ полицейской префектуры одного из районов Таллинна, из которого следует, что у полиции имелся заранее разработанный план операции, в столицу были загодя стянуты дополнительные силы, приведено в боевую готовность ополчение “Кайтселийт”. Есть информация, что еще зимой в тартуской тюрьме шла активная вербовка уголовников, которые в апреле, видимо, и были использованы в качестве инициаторов погромов. По словам многих очевидцев, полиция не мешала некоторым актам вандализма, пока представители спецслужб снимали все это на пленку, а потом эти кадры фигурировали как доказательство преступных действий защитников “Бронзового солдата”.

– Как вы считаете, почему Европа фактически выступила в этой истории на эстонской стороне?

– Суд над нами основан на непризнании фундаментальных прав человека – свободы слова и собраний. Людям инкриминируют то, что они писали статьи, обращались к обществу. Но ведь это оговорено международными декларациями и Конституцией Эстонии. Такое ощущение, что Эстония стала маленькой лабораторией для Европы и Америки по сокращению гражданских прав. Недаром тот пакет законов, расширяющих права полиции, начали разрабатывать сразу после прошлогодних апрельских событий – он называется пакетом законов “бронзовой ночи”. Я вместе с другими активистами ездил в Страссбург – пикетировать в течение трех дней Парламентскую ассамблею Совета Европы с целью привлечь внимание европарламентариев к “Бронзовому Солдату”. Внимание привлечь в итоге не удалось…

Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ

26.06.2008 , 14:33

"Экспресс Неделя"


Написать комментарий

Максим - гранреспект! Если бы таких, как вы, людей было бы больше, русская община в прибалтийских республиках не оставалась бы все это время у параши...

И один в поле воин.

Написать комментарий