Головокружение от… циркуляции

На предприятии "Даугавпилс силтумтикли" получили первые данные о том, сколько жильцам придется платить за "циркуляцию". Скоро жильцы получат счета, и, возможно, некоторые из них испытают шок и легкое головокружение. Одни от радости, что счета на удивление маленькие, другие – оттого, что счета наоборот – "сумасшедшие".

Информация к размышлению

Сначала давайте уточним, что в обиходе, в применении к нашим домам, мы понимаем под словом “циркуляция”. Речь идет о расходе тепла (и потерях тоже), которые имеют место в стояках, вообще во внутридомовых сетях при транспортировке горячей воды из теплоузла в квартиры жильцов, а также о расходе тепла на полотенцесушителях. Если в доме установлен циркуляционный насос, постоянно прокачивающий воду в системе, то, понятно, потери тепла в доме выше. До сих пор все эти потери, и немалые, брали на себя Теплосети, сейчас они переложены на плечи потребителя, то есть жильцов.

В городе немало домов с так называемой “тупиковой” системой горячего водоснабжения. Там циркуляционный насос поставить нельзя, потому что нет технической возможности для циркуляции воды в системе. Если горячую воду расходуют мало, то она остывает и жильцам приходится ее долго сливать, чтобы вновь потекла горячая. Это большой “минус”. Но есть тут и свой “плюс”. Он в том, что потери на “циркуляцию” в “тупиковых” системах очень малы, и жильцам поэтому нужно платить только за потребленную воду. В каждом доме с “тупиковой” системой по-разному выходит стоимость кубометра горячей воды, которая зависит от технического состояния системы и количества потребленной воды. Она, по данным “Даугавпилс силтумтикли”, варьируется в пределах от 21 сантима до 4 латов. Для 11 домов цена кубометра превысила 7 латов. А для трех – аж под 14 латов. Причина? Об этом пока можно только догадываться. В одном из этих домов жильцы показали, что вообще не расходовали горячую воду. Тем не менее, домовой теплосчетчик показал большой расход тепла на подогрев воды. Спрашивается, куда подевалось тепло? Загадка. Эдгар Даугелис, руководитель “Даугавпилс силтумтикли”, говорит, что с высокими счетами на горячую воду и на циркуляцию надо разбираться.

В домах, где имеется циркуляционная система, счета за “циркуляцию” тоже сильно отличаются: от 19 сантимов на квартиру до… 22 латов (!). По словам Э.Даугелиса, как удалось выяснить, причина очень высоких счетов в двух домах на улице Лиела Дарза (более 22 латов на квартиру) в том, что в этих домах имел место несанкционированный слив горячей воды из системы. Отсюда высокие потери тепла. Чтобы такого не происходило, Э.Даугелис советует жильцам следить, чтобы посторонние лица не попадали в помещения теплоузлов. Но в основном счета находятся в пределах от 2-х до 4-х латов.

Показываешь меньше – платишь больше!

Вспомним принцип расчета потерь на “циркуляцию”. Каждая квартира показывает, сколько она потребила горячей воды. Зная суммарное потребление воды в доме, легко рассчитать, сколько на ее подогрев до определенной температуры было затрачено тепла (по формуле из школьного курса физики). А затем из показаний домового теплосчетчика отминусовать это количество тепла. Разница как раз и будет тем количеством тепла, которое ушло на “циркуляцию”. Так вот, здесь мы можем вспомнить арифметику. Чтобы сумма оставалась неизменной, когда уменьшаем одно слагаемое, мы должны ровно на столько же увеличить другое слагаемое. К чему это все? А к тому, что жильцы нередко в своих квитках для ПЖКХ указывают меньшее количество горячей воды, чем потребили на самом деле. В теплосетях делают расчет, и, конечно, получается, что на циркуляцию тепла ушло как бы больше. Поэтому и счета за “циркуляцию” будут больше. То есть, частично в этом виноваты сами жильцы. А обиднее тем, кто подает правильные данные. Бывает порой и наоборот (правда, гораздо реже), когда жильцы показывают, что потребили горячей воды больше, чем на самом деле. В это случае плата за “циркуляцию” будет ниже и даже может совсем упасть до нуля. Но зато за горячую воду придется платить больше. Наверное, лучше всего выбирать “золотую” середину, то есть давать правильные сведения о количестве потребленной воды.

Кто виноват и что делать?

Как сказывается на счетах плохое состояние теплоузлов и внутридомовых сетей? Если, например, разбор горячей воды в доме близок к нулю, а холодная вода продолжает поступать в теплообменник для подогрева, то расход тепла на циркуляцию заметно возрастет. Или, скажем, теплоизоляция стояков находится в плачевном состоянии, – потери тепла тоже будут значительные. Что делать? Ремонтировать теплообменник, менять теплоизоляцию, и т.д. Все это, конечно, дополнительные расходы для жильцов дома, но другого выхода здесь нет. Там, где стоят новые теплоузлы, можно по договоренности между жильцами уменьшить температуру теплоносителя на 2-3 градуса, скорее всего, ночью, когда потребление воды мало. Вода в кране станет попрохладнее, зато плата уменьшится. Так, кстати, поступили в некоторых домах в Риге. Там, где стоят старые теплоузлы и такую регулировку нельзя сделать, можно на ночь отключать циркуляционные насосы (опять же по согласованию с жильцами). Достаточно поставить таймер, и насос будет отключаться автоматически. Однако некоторые специалисты считают, что такой режим работы сокращает срок службы насоса. А это вещь недешевая, вот и думай, как лучше сэкономить.

Простой потребитель в рыночной цепочке остается последним. Если, например, “Газпром” поднимает цены на газ, то вслед за ним тоже самое делает и “Латвияс газе”, а потом тариф на тепло поднимают и наши Теплосети. А жители – последнее звено в этой цепочке – не могут в ответ на это сами себе поднять пенсии или зарплаты. Поэтому иной раз от всей этой “циркуляции” голова начинает кружиться.

Борис ЛАВРЕНОВ

18.06.2008 , 16:50

"Экспресс Неделя"


Написать комментарий