Не думай о торговле свысока

Фото A.F.I.
Фото A.F.I.
Отношение к торговле у нас подчас пренебрежительное. Дескать, ничего путного эта отрасль не создает, а только провоцирует рост потребления, инфляцию и привлекает импорт. Тем не менее нельзя забывать, что она дает почти 20% от латвийского ВВП. И замедление ее развития может негативно сказаться на всей экономике. О том, как живет отрасль в нынешней непростой ситуации, мы беседуем с президентом Латвийской ассоциации торговцев Хенрихсом Данусевичем (на снимке).

Где глава Ассоциации торговцев покупает молоко по цене 50 сантимов за литр?

Не пора ли снизить налоги?

- 20% от ВВП – не многовато ли для нашей экономики?

- Это средний показатель по Европе, так что не думаю, что в будущем пропорция будет меняться.

- Среди 600 членов ассоциации – как киты вроде Maxima и Rimi, так и совсем мелкая рыбешка. Как в рамках одной организации удается отстаивать столь разные интересы?

- Мы много сил прилагаем для защиты интересов малого бизнеса. Отношение к нему со стороны правительства огорчает. Минимальная зарплата растет быстрее необлагаемого минимума, хотя темпы их увеличения должны быть одинаковыми, работодателя по-прежнему душит необходимость слишком долго оплачивать больничные. СГД проводит рекламную кампанию “Глупо. Зарплата в конверте”. Я бы предложил другую: “Глупо не снижать налоги на рабочую силу”. В кризисной ситуации большим предприятиям, у которых накоплено побольше “жирка” и у которых есть возможность для маневра, значительно легче.

Главное направление работы ассоциации – улучшение бизнес-среды. Например, уже не первый год мы обращаемся в Совет по конкуренции с тем, чтобы агентство по авторским правам AКKA/LAA пересмотрело свои тарифы на трансляцию музыки в торговых местах и на предприятиях сферы услуг. По нашим подсчетам, расценки должны быть в пять раз меньше. Однако если поставщики газа и электричества обязаны обосновывать свои тарифы, то AКKA/LAA почему-то от этого избавлено. И это лишь один пример.

Потреблять меньше не станем

- Сейчас, в условиях, когда оборот у магазинов снижается, есть ли сигналы о банкротствах среди предприятий торговли?

- Проблемы начались еще в прошлом году – и в первую очередь у тех, кто не смог перестроиться. Труднее всего пришлось маленьким магазинам на селе. А ведь там как? Если есть магазин – есть жизнь. Нет – жизнь в населенном пункте прекращается. Поэтому правительству следовало бы задать себе вопрос: неужели нам не нужны магазины на селе?

Почему-то у нас всегда считалось, что поддерживать торговлю запрещают какие-то европейские директивы. Однако недавно мы получили официальный ответ из Брюсселя, из которого следует, что это совсем не так.

Мы считаем, что у маленьких магазинов хорошие перспективы для торговли свежими продуктами, поставляемыми непосредственно сельскими производителями. Конечно, здесь важно решить проблемы с логистикой. Сейчас мы изучаем интересный опыт английского Бристоля, хотим применить его к условиям Риги. На объездных дорогах создаются базы, где разгружаются фуры. Отсюда товар развозится маленькими фургонами, причем он может быть уже промаркирован и подготовлен к продаже. Пока речь идет в основном о непродовольственных товарах. Такой подход на треть снижает издержки на автотранспорт.

Никаких особых примет кризиса в отрасли сейчас нет. Полагаю, что до конца года рост объемов розницы сохранится на одном уровне с инфляцией. Если она будет 15%, то на столько же в денежном выражении вырастет и торговля, при этом реальное потребление останется на уровне прошлого года.

- Насколько непримиримым является противостояние производителей и торговых сетей?

- Я бы это так не называл. Просто есть производители, которые не умеют продвигать свой товар – или он не отличается от товара конкурентов. И тогда в ход пускается политическое давление.

Конечно, маленький производитель может заявить, что его не пустили в Maxima. Но нужно понимать, что у крупных сетей есть свои стандарты. Если ты не можешь обеспечить того, чтобы твой ассортимент был представлен во всех магазинах сети, то никто с тобой говорить не будет. Впрочем, и в больших сетях есть магазины, имеющие право прямых закупок. Но тут речь идет не о брендовом товаре, а о таком, например, как картошка.

Вообще сегодня главный вопрос на повестке дня мирового сообщества – как прокормить мир. Думаю, что сегодня, когда в мире ощущается нехватка продовольствия, сельским производителям бояться нечего. Просто надо уметь не только производить, но и торговать. Я, например, покупаю молоко напрямую от фермера. Причем не по закупочной цене 16- 17 сантимов, а по 50 сантимов за литр. У этого поставщика есть своя клиентура. И одной из задач самоуправлений могло бы быть создание мест, куда крестьяне могли бы привозить свою продукцию.

Как сигареты влияют на цену молока

- На днях один из банковских экспертов заявил, что инфляция и снижение спроса лишили торговцев возможности диктовать цены. Вы с этим согласны?

- Мы, кажется, открыли уже все свои карты. Наценка на молочные продукты в магазинах составляет 19%, на другое продовольствие в среднем – 20-21%. За счет нее покрываются издержки, которые, поверьте, весьма значительны.

Кстати, говоря о торговой наценке, никто не вспоминает, что магазины нередко уценивают товар. Разница покрывается за счет все той же наценки на другие, более ходовые товары. Так что нам отступать некуда. Конкуренция большая, и в первую очередь именно она не дает торговцам получать сверхприбыли. Монополия у нас сложилась только в торговле сигаретами. Табачная корпорация и оптовики называют свои наценки. А затем государство определяет наценку, которую может поставить на пачку торговец. А это один-два сантима. Что опять же бьет по малым торговцам. Продавать сигареты им невыгодно, а не продавать они не могут – человек, не найдя их в магазине, пойдет к конкуренту. Поэтому продавец вынужден делать наценку на другие товары, получается, что некурящий, покупая молоко или овощи, должен доплачивать за курильщика.

- Наверное, торговцев все же нельзя обвинять в бескорыстии…

- Товар повышенного спроса торговец, естественно, будет продавать дороже. Так было, когда люди закупали соль. Сейчас то же самое будет происходить с местным сахаром, запасы которого подходят к концу, а покупатели готовы за местный товар проголосовать латом.

Победители конкурса.

На днях Латвийская ассоциация торговцев чествовала победителей ежегодного конкурса “Лучший производитель – 2007”, главными критериями которого являются популярность продукта и его качество, налаженные отношения с торговлей. Лучшими названы:

1. Фирма Lango. Товар года – классический пикантный салат с сыром и классические бутерброды с курицей.

2. Valmieras piens. Обезжиренный творог.

3. Valejus. Приправа к шашлыкам.

4. Carnikavas Darznieks. Огурцы и помидоры.

5. Talsu gala. Шашлык свиной по-курземски.

6. Balts naktis. Овсяное печенье с семечками, ржаные сухарики.

7. Balttur-R. Майонез-провансаль Francis.

8. Mobil plus ADV. Водка “Мерная на молоке”.

9. Antaris. Пирог “Вецрига”.

10. Cesu alus. Пиво Cesu premium skardene.

11. Pernod Rikard Latvia. Текила Olmeca Reposado.

12. AV&D. Рижское полусладкое шампанское.

13. Aldaris. Пиво Pilzenes.

Факт

20% трудоспособного населения Латвии занято в торговле. Это более 200 тысяч человек.


Написать комментарий