Образование – аккредитация с дискредитацией

Глава Государственного контроля Ингуна Судраба в конце 2007 года прокомментировала скандальные результаты проверки Министерства образования, которую в течение года проводили восемь специалистов Госконтроля. По словам комиссии они собрали целый шкаф документов, которые подтвердили самые худшие прогнозы состояния дел в сфере образования и воспитания подрастающего поколения.

В шкафу Госконтроля хранится не один “скелет” деятельности чиновников от образования, а вот один из них может занять достойное место в книге рекордов Гиннесса, ибо регистр педагогов не проверялся многие лета, а комиссия обнаружила педагога со стажем… 230 лет.

Министерство образования получило огромные европейские деньги на новое оборудование, а облагодетельствовало только избранные школы. Вскрыты факты, что родители вынуждены платить не только за учебники, но и за частные уроки.

Госконтроль признал, что детям на уроках просто впихивают в головы всевозможную информацию, вплоть до составления брачных договоров, а сами стандарты по учебным предметам настолько перенасыщены, что это ведет к психологической перегрузке учеников.

Всех “скелетов” из шкафа системы образования вытащить просто невозможно — это целые тома нарушений, обнаруженных в 31 самоуправлении Латвии. А как же обстоят дела в латгальской глубинке, куда не заглянул Госконтроль? Журналист “Динабурга вести” встретился с директором Раудской спецшколы Имантом Мелдерисом, где воспитываются дети-сироты и инвалиды.

— Г-н Мелдерис, система образования пришла к тому, что забыты такие естественные науки как химия, физика, биология и ряд других, хотя во всем мире ценится классическое образование на степени гимназии.

— Латвия всегда славилась своими химиками, физиками, биологами… Естественные науки намного сложнее, но в начале 90-х годов ученики стали избирательно готовить себя к профессиям юриста, экономиста, психолога. Ученикам позволили выбирать и предметы. Если ученику дается право идти по пути наименьшего сопротивления, то он обязательно выберет легкий путь. Само же среднее образование предусматривало ранее иметь полный комплекс знаний на уровне всех естественных наук. Сейчас мы получили то, что было упущено 15 лет тому назад. Как физик, могу отметить, что наука в Латвии не умерла, есть интересные разработки у физиков. К примеру, в области физики созданы солнечные батареи на основе новых технологий, и под Ригой есть школа, где солнечные батареи подогревают воду круглый год. Есть интересные разработки в радиотехнике и других областях…

— Сейчас бывший состав правительства обвиняет население в том, что оно берет непомерные кредиты, а потому нельзя повысить зарплату учителям, врачам, полицейским…

- А денег в бюджете всегда не хватало. Просто господа наверху не могут определиться во что инвестировать деньги. Они не понимают того, что деньги нужно вкладывать в первую очередь в образование. Не будет образования - не будет того же учителя, полицейского, врача…

Когда читаешь западную прессу и узнаешь, что начинающий учитель на перифирии получает в год 60 тысяч долларов, а в престижной городской школе до 100 тысяч доларов, то невольно задумываешься о том, на каком уровне нищеты находится наш учитель. Да, у того же американского учителя часть денег отберут налоги и страховки, но даже при этом он получает достойную зарплату.

— Не все школы получили помощь из европейских фондов. Неужели в школах не могут составить грамотные проекты, или в министерстве есть свои любимчики?

— Думаю, что эта порочная практика уже прекратила свое существование. Я был на конференции, когда министр по распределению еврофондов Нормундс Брок заявил, что с 2009 года еврофонды будут равномерно направляться на образование. Я думаю, что территориальная реформа коснется многих школ. И здесь придется решать вопрос оптимизации школ, когда на селе на базе 2-3 школ придется создавать одну сильную школу, попутно решая вопрос доставки учеников в школу и создания интернатов для их проживания. А это уже говорит о создании гимназий с классическим образованием. Денежные ресурсы заставят нас пойти на этот шаг.

— Что удалось сделать вам, когда вы пришли работать директором в эту школу?

- В 2007 году мы прошли аккредитацию - это было серьезное испытание для всего колектива. Удалось приобрести большой автобус, чтобы доставлять детей на спектакли в театр или спортивные состязания. Помогают нам спонсоры из предприятия “Латвияс дзелзцельш”, которые оказывают школе и детям материальную поддержку.

— Какова судьба ваших детей, когда они заканчивают школу?

- Дети к нам прибывают из волостных самоуправлений и городов. После окончания школы эти же самоуправления обязаны их обеспечить жильем и работой. Многие наши ученики продолжают учебу, одна из наших девушек продолжает учебу в Бебренском училище, другая учится в Даугавпилсском торгово-кулинарном училище, а юноши получают специальности строителя. К сожалению, у нас есть дети, которые не могут себя самостятельно обслуживать - это инвалиды. Все эти годы мы готовим их к жизни в пансионате.

— И все же среди них есть дети с нарушенной психикой, а это риск для педагога…

— Искусство педагога заключается в том, чтобы не пробудить агрессию у этих больных детей. Степень риска существует и бывает, что великовозрастный ученик может не подчиниться требованию педагога, но сам педагог не имеет права применять физическую силу. В этом случае вызывается машина “скорой помощи” и полиция… Но главное в том, что больной ученик хорошо знает свои права, а вот о своих обязанностях они забывают.

— В перспективе, что бы вы хотели видеть в своей школе?

— Все педагоги ждут того момента, когда завершится териториальная реформа, а с ней начнется и оптимизация школ, и будет определенность в самой системе образования. Ведь у нас в районе нет ни одной гимназии, хотя и были какие-то отдельные попытки создать колледж по западному образцу. Я лично считаю, что хорошее образование способна дать гимназия, и это заметно по успехам наших гимназий в городе. Мы продолжим в нашей школе семинар для учителей общеобразовательных школ, который продолжается уже три года. Мы успешно провели организацию театрального фестиваля для специальных школ, а также принимаем у себя на турниры спортсменов латгальской зоны.

Что касается проверки Госконтроля, который накопал шокирующие документы в сфере образования, то это нужно было сделать лет десять тому назад. И здесь не вина педагогов, а тех чиновников от системы образования, которые пытались двигать сферу образования в неизвестном направлении. Почему в то время Госконтроль не остановил процесс дискредитации школы на фоне той же аккредитации? Этот вопрос наводит на мысль, что Госконтроль решил показать свой престиж во многих сферах государственной деятельности. Лучше поздно, чем никогда…

Павел Коршенков

14.01.2008 , 17:18

"Динабург Вести"


Написать комментарий