Промышленность идет в гору

Было бы преувеличением сказать, что наша промышленность достигла олимпийских высот, однако в последние годы она демонстрирует уверенный рост. О состоянии дел в отрасли “Часу” рассказал президент Латвийской ассоциации машиностроения и металлообработки Вилнис Рантиньш.

В Олимпийском спортивном центре завершила работу 12-я международная выставка Baltic Industry 2007

Две выставки на одну индустрию

На выставке бросилось в глаза обилие школьников, которые с интересом следили за тем, как умные станки – роботы и манипуляторы – обрабатывают сложные детали. Глаза детей горели неподдельным восторгом. Во-вторых, много было английского, немецкого, литовского и других языков.

Тем не менее глава ассоциации не очень доволен организацией мероприятия.

- Недавно мы встречались с руководством выставочных компаний BT1 и Skonto, чтобы договориться об объединении проводимых ими выставок одинакового профиля, – говорит Вилнис Рантиньш. – Однако компромисса достичь не удалось. В итоге сейчас прошла одна выставка, посвященная индустрии, а через три недели стартует аналогичная. Многие, и в первую очередь иностранцы, растеряны, страдает посещаемость.

Лучше меньше, да лучше

- Вот смотрите, – поясняет Вилнис Рантиньш, – за последние 4 года объемы производства отрасли заметно увеличивались: 2003 год – 726 млн. евро, 2004-й – 985 млн., 2005-й – 1215 млн., 2006-й – 1365 млн. Но если мы сравним количество занятых в промышленности, то увидим интересную картину: 2003-й – 31 029 человек, 2004-й – 32 554, 2005-й – 32 600, наконец в прошлом году – около 33 тысяч. То есть число работающих почти не увеличивалось, а оборот вырос намного. Это говорит о том, что отрасль развивается интенсивно, растет производительность труда.

Нынче один человек произвел продукции на 32 тысяч латов по сравнению с 10 тысячами семь лет назад. Рост внушительный, хотя он все равно пока вдвое уступает показателям развитых стран Европы. Но обратите внимание и на такую цифру: годовой прирост этого показателя – 13,31%. Такими темпами старые страны ЕС похвастаться не могут.

Самые “плодовитые” в отрасли работают в сфере производства металла – свыше 70 тысяч латов в год на одного работающего. Конечно, это не значит, что здесь царит потогонная система. Для того чтобы быть конкурентоспособными, предприятия должны технически перевооружаться.

Чтобы привлечь и удержать людей, нужно повышать им зарплату. Но в идеале он видит одного работника, управляющего четырьмя станками с ЧПУ. Таким образом он сможет заменить 15 – 20 человек, работающих на допотопном оборудовании, а получать вознаграждение – за троих-четверых.

Производительность впереди зарплаты

Что касается зарплат, то в планах ассоциации в течение двух лет добиться их увеличения вдвое. Сейчас в среднем работники отрасли зарабатывают 300 латов или чуть больше. Трудно сравнить зарплату металлурга и работника кустарной мастерской. А операторы станков с ЧПУ получают и более 1000 латов. Оплата труда растет и в регионах.

Сегодня все больше предпринимателей, работающих в Риге, задумываются: если я продам свои дорогие площади в Риге или ее окрестностях и переберусь в Латгалию, то выиграю.

Призывы правительства ограничить рост зарплат? Это нелепо, считает Рантиньш. В отличие от государственного сектора частный предприниматель не будет платить работнику ни на сантим больше того, что он действительно заработал.

Есть заказчик в своем отечестве

Показатели роста экспорта для любой отрасли считаются одними из главных: чем больше продукции отправляется за рубеж, тем лучше. С этим Вилнис Рантиньш не совсем согласен. Да, сегодня продукция латвийских заводов поставляется в более чем 100 стран мира, причем в их списке и самые экзотичные, например, Бразилия и Уругвай.

Но если в 2003 году отрасль экспортировала 75% от общего объема продукции, в 2004-м – 73%, то в 2005 – 2006-м – около 70%. И это хорошо, так как свидетельствует о том, что экономика Латвии развивается и ей самой необходимо больше продукции промышленного сектора.

Сюда свою лепту внес спрос на металлоконструкции со стороны строителей, который снизился, несмотря на замедление темпов работы на стройплощадках. Рост аппетита демонстрируют и пищевая промышленность, и деревообработка: все меньше уходит на экспорт кругляка и все больше – готовой продукции, для чего заказываются станки у местных производителей. Много заказов у рижской “вагонки”, судоремонтного завода.

ЕС велел производить

Похоже, что латвийская индустрия уже начинает восприниматься без иронии. Но для этого ей пришлось пройти тернистый 15-летний путь выживания.

- Я хорошо помню начало 1990-х, – вспоминает глава ассоциации. – Когда правительство недвусмысленно заявило, что промышленность нам не нужна, наши приоритеты – туризм, торговля, банки. Но несмотря на отсутствие какой бы то ни было поддержки со стороны государства, отрасль выстояла.

Весьма кстати оказалась поддержка ЕС. И дело не только в софинансировании из еврофондов. Через отраслевые общественные организации ЕС латвийские промышленники имеют возможность влиять на выработку тех или иных директив. И в самых верхах Еврокомиссии неоднократно заявлялось, что промышленность остается приоритетом в развитии экономики. К такому мнению не могут не прислушаться и в нашем правительстве.

Рис не для нас

А как же быть с дешевой рабочей силой, на которую раньше рассчитывали иностранцы, желающие открыть в Латвии свое производство? Как считает Рантиньш, кроме цены рабочих рук, серьезные партнеры ценят качество продукции и качество логистики. Поэтому у наших промышленников хорошие шансы в конкурентной борьбе.

- Если вы хотите иметь дешевую рабочую силу, то вам – в Китай. Так приходится растолковывать ситуацию тем, кто приезжает к нам, чтобы сэкономить на людях, – объясняет Вилнис Рантиньш. – Мы не можем работать, довольствуясь горсточкой риса, нам нужен кусок мяса.


Написать комментарий