Вайру могли подставить свои же люди

И без того противоречивая история с выплатой гигантских компенсаций сотрудникам администрации экс-президента Латвии на днях дополнилась новыми подробностями. Как выяснилось, Вайра Вике-Фрейберга, как и остальные налогоплательщики, о факте получения ее подчиненными 240 000 латов узнала… из газет.

Почему глава канцелярии не сообщил патрону о запланированных премиальных? Или президент сама не захотела вникать в детали, а сейчас пытается отгородиться от разгоревшейся шумихи с незаконными выплатами? А может, за этим следует искать провокации со стороны правящих, которые всерьез опасаются возможности возвращения Вике-Фрейберги в большую политику? “Телеграф” попытался получить ответы на эти вопросы.

*Канцелярия распорядилась сама *

История с компенсациями всплыла лишь через месяц после окончания срока полномочий Вике-Фрейберги. Всего компенсации были выплачены 22 работникам, покинувшим свои посты одновременно с Вике-Фрейбергой. Причем самому экс-президенту насчитали в качестве компенсации довольно скромную по канцелярским меркам сумму — 1728 латов (за неиспользованный отпуск). Но есть и другая интересная деталь: по необъяснимым причинам сотрудники администрации не стали сообщать своему шефу о собственных премиях.

Советник экс-президента по юридическим вопросам Сандра Кукуле, которая продолжила свою работу и в аппарате Валдиса Затлерса, рассказала Телеграфу, что по закону за все финансовые вопросы, в том числе и расчет и выплату компенсаций, отвечают глава канцелярии и его заместитель по административным вопросам. В команде Вике-Фрейберги эти функции выполняли Андрей Пилдегович и Юрис Рушко.

“Президент, конечно, не была проинформирована о компенсациях. Возможно, ей сообщили, что будут какие-то выплаты, но о конкретной сумме, как и за что она была выплачена, Вике-Фрейберга узнала из прессы”, — пояснила Кукуле.

Она уточнила, что формально все было выполнено корректно: в компетенцию президента не входит вопрос распределения бюджета. Должны ли были сотрудники, с точки зрения корпоративной этики, осведомить начальницу о желании вознаградить себя по максимуму — на четверть миллиона латов, хотя бы для того, чтобы потом ей было проще давать комментарии любопытной прессе? На этот вопрос Кукуле не ответила, хотя признала, что, наверное, если бы Вике-Фрейберга сама запросила информацию, ни один руководитель канцелярии не смог бы ей отказать.

Был ли на самом деле сделан такой запрос и как к произошедшему отнеслась госпожа экс-президент, остается неясным. Нынешний пресс-секретарь Вике-Фрейберги Карина Равиня-Вимба подтвердила Телеграфу, что глава государства не была осведомлена о финансовых процессах внутри канцелярии, и добавила: так как вопрос не входит в ее компетенцию, других комментариев не будет.

Нарушения закона не обнаружены

Опрошенные Телеграфом эксперты по-разному оценили историю с выплатами. Политологу Айгару Фрейманису объяснение пресс-службы экс-президента показалось неубедительным. “Честно говоря, я не очень верю, что Вике-Фрейберга не знала о компенсациях. Зачем тогда она потом сама же комментировала необходимость выплат этих премий, достаточно развернуто объясняла, из чего они состоят? Даже по форме подачи ее ответа было понятно, что она достаточно хорошо ориентируется в информации. А новому пресс-секретарю экс-президента, наверное, просто стоило бы проследить за последними комментариями, которые Вике-Фрейберга лично давала прессе,” — отметил Фрейманис в беседе с Телеграфом.

Политолог Ивета Кажока призналась Телеграфу, что ей не хотелось бы сомневаться в правдивости слов столь высокого должностного лица, пусть даже и с приставкой “экс”. Поэтому она выделила три версии, почему выплата компенсаций произошла в обход президента: проблемы коммуникации, сознательное сокрытие информации или части информации с целью получения личной материальной выгоды и “вражеская провокация” политических конкурентов, желающих подмочить репутацию популярного в народе экс-президента путем создания неблагоприятного фона вокруг его имени. По словам Кажоки, первая и последняя версия кажутся ей лично маловероятными. А вот вторая, в случае ее подтверждения, заставляет серьезно задуматься.

“Если приближенные к президенту люди могут искажать или скрывать какую-то информацию ради личных корыстных интересов — это, на мой взгляд, очень тревожный сигнал”, — указала Кажока.

В свою очередь политолог Ивар Иябс не исключает, что в основе этой истории лежит желание дискредитировать Вике-Фрейбергу. “Экс-президент по-прежнему является очень популярной у электората фигурой. И хотя она пока публично открещивается от планов возвращения в политику, в октябре, например, под ее патронажем в Риге состоится престижный международный саммит. Понятно, что определенным политическим силам такая активность не нравится, и случай с умолчанием компенсаций, так же как и постоянные разговоры о том, что Вике-Фрейберга тратила слишком много на командировки и наряды, возможно, является одним из приемов, как искусственно принизить ее значимость”, — сказал Иябс Телеграфу.

Пока же изучением вопроса легальности выплат по собственной инициативе занимаются исключительно журналисты и Госконтроль. Как рассказала Телеграфу глава службы Ингуна Судраба, по итогам оперативной проверки нарушений закона не было обнаружено, а результаты более тщательного аудита будут известны только к апрелю следующего года.


http://www.novonews.lv/news/2007/09/11/latvia/025238.html


Написать комментарий