Марута Гойло: «Кто в Латвии авторитет?» 3

Вдова криминального авторитета Марута Гойло предоставила нам любопытный материал: рассуждение о современных «авторитетах» сегодня, в эпоху прихода Больших денег – европейских и российских. Общий вывод такой: идет смена героев.

- В сегодняшних латвийских хрониках есть два персонажа, которых в Латвии можно назвать модным словом newsmaker. Это Зураб Шамугия (проще – Аду) и Иван Х. Как только читатель видит эти фамилии, сразу понимает: это что-то «про бандитов». Одного называют «вором в законе», другого – «бывшим королем рэкета». Какие они сегодня «бандиты», тут еще нужно дискутировать, но своеобразные лейблы к ним прикрепились, что называется, намертво, и с этим они, скорее всего, будут нести свой тяжкий земной крест до конца. Карма, однако!

Я считаю, что имею право высказаться как эксперт. Во-первых, я так много сделала для «очеловечивания» уголовного мира, что сама себя считаю для них авторитетом. А во-вторых, о своем покойном муже, тоже маргинале, Вячеславе Гойло, я уже высказалась так откровенно, что обвинить меня в злословии по отношению к «авторитетам» не представляется возможным. Итак.

Зураб Шамугия, в просторечии Аду (сейчас отбывает срок за кражу автомобильных ключей). Говорят, это единственный вор в законе в Латвии. Но говорят и другое…

Подсказка для того, чтобы наконец-то ответить, Аду вор в законе или нет. Прием прост, и только с таким ONAP, как у нас, можно так долго играть в кошки-мышки. Берется простая видеокамера, и под запись задается вопрос: «Аду, ты вор в законе?»

Весь прикол в том, что вор в законе не может прилюдно отрицать свой «сан» или незаконно присваивать. Если он отрекся, а он вор в законе – его судьба решена. Если он не вор в законе, а соврал – его путь туда же. Пока такая «экспертиза» не проведена, к этому человеку можно относиться по-разному.

Я его считаю страдальцем. В свои пятьдесят с чем-то лет уже «с сединой в бороду» бегать по магазинам и вытаскивать ключи из карманов… И это в XXI веке, когда в супермаркетах все под видеоконтролем! А магазин сдал «авторитета» полиции в лучшем виде. Хотя в нашей стране все улики порой могут потерять, попортить и т. д. В общем, решаемый вопрос. А тут какая-то видеозапись какого-то магазина… Это об авторитете не говорит.

Ныне несчастный, которому по возрасту полагается внукам сказки на ночь читать, говорят, только время от времени подключается к реальности и в таком состоянии парится на нарах. А там чего только нет – и палочка Коха, и сырость, и зимой страшный холод (в этом году 3 месяца по 10 градусов было), и духота летом, а эти жуткие тюремные интриги… Жалко мне Аду и его семью.

…А теперь давайте сопоставим этот финал с расхожим российским примером. Скажем, Леонид Билунов (Макинтош) – весьма авторитетный предприниматель, мультимиллионер. Недавно выпустил книгу «Три жизни», где довольно откровенно рассказал о своих 15 годах за решеткой, мире бизнесменов «первой волны», бандитских «крышах» и разборках. Но… «Это ведь прошлое». Сейчас у г-на Билунова антикварный бизнес во Франции (там же вид на жительство), он руководит большим проектом – строительством горнолыжного курорта в Карпатах. Консультант корпораций и банков по ведению дел в России.

А наши? Они так и остались в 90-х. Вы поинтересуйтесь, что у них есть. Какие за ними проекты, люди, структуры, связи… Да ничего. В лучшем случае палисадничек в Юрмале и бизнес уровня части в какой-нибудь парикмахерской или магазинчике…

Иван Х. (поскольку давно уже не привлекался, фамилию опустим). Еще один страдалец. Этот человек когда-то был моим другом. Смерть мужа для меня была страшным ударом. В ту ночь я ехала домой и думала: мне бы до утра продержаться, а утром позвонит Иван, и я пойму, что мне делать. А он мне не то что не позвонил, он мне по сей день даже простого человеческого «соболезную!» не сказал. Вот вам и пресловутое «пацанское братство».

Это для меня, возможно, самый горький урок в жизни. Хотя тюрьма с людьми делает еще и не такое!

Мне кажется, это анекдот – обозвать человека «бывшим королем рэкета». За что его журналисты так не любят!? Бывший – это значит раскоронован, т. е. корону сняли, сорвали или… сам потерял. А слово «рэкет» просто обидно, так как ассоциируется только с трехэтажным матом, беспробудным бодуном, синими наколками, коричневыми от чифиря зубами, кастетом в руке и ножом в кармане.

Я думаю, сейчас «бывшие» долгого рассказа не заслуживают. Годы идут, гонор резко падает, образования нет, «компьютерную эпоху» пропустили, ситуацию «не догоняют», друзья уже в могиле. В таком случае есть опасная «серая зона», которую не замечают все «бывшие» (просто иначе они были бы не «бывшими», а настоящими): в один прекрасный день человек видит свое отражение в зеркале и сам себе не верит. О ужас, зубы выпали! Никто его больше не признает – и ВСЕ! Разве что мемуары писать остается.

И вместе с этим приходит вторая стадия тюремного синдрома – жуткие кошмары и страх: днем и ночью сны и воспоминания, голоса и видения… Ведь в бытность «положенцем» приходилось принимать жутковатые решения. Несмотря на все обиды, мне Ивана тоже жалко. Но помочь не могу. Все, что нажил, все его.

Итого

На смену «бывшим» уже идут другие – с деньгами, связями, и, главное, они работают.


Написать комментарий

Отлично написали!Апплодирую стоя!

vot ja vse 4itaju i 4itaju,po4emu vi piweti pro rizskih avtoritetov.vi mozet dumaeti 4to v D-pilse ih menjwe,da i ih imena navodili strah na rizskih

Про "Аду" 100% брехня! Знаю его лично! И "трехкопеечным" кармаником он никогда не был. Просто бедную вдову обидели. Вот она от обиды и поливает грязью порядочных " бродяге"!

Написать комментарий