Возвращение блудных детишек 1

Каждую неделю домой не являются, исчезают один-два подростка, причем чаще всего из нормальных семей. Полиция всегда находит беглецов, но их не становится меньше. Почему?

«Я люблю вас, Ольга!»

Капитан полиции, юрист Светлана Федорова убеждена в том, что детей пропадает не больше и не меньше, чем прежде.

А вот ажиотаж поднимается такой большой, этому уделяется столько внимания, как никогда не было, – заявляет офицер полиции. – Все «возвращенцы», как и их семьи, оказываются в зоне внимания инспекторов по делам несовершеннолетних, сиротского суда, Муниципальной полиции, Социального управления, инспекторов по защите прав ребенка.

Больше семи «нянек» назвала капитан, мать двоих детей, и сознательно, как оказалось, поставила в конце школу.

Мы еще вернемся к школе, а также взаимосвязям названных инстанций, поскольку на этот счет имеет прямо противоположное мнение председатель Сиротского суда  Лигита Стразда. И на свежем примере расскажем о том, каким было добровольное возвращение в родимый сельский домой блудной дочери О. Буквально на днях все газеты региона пестрели объявлением о поисках 17-летней девушки. Оставив все дела, полиция бросилась на поиски. Родители отроковицы ничем не могли помочь, даже догадками. Спустя почти неделю О. объявилась. Спокойно объявила родителям, что она гуляла со своим приятелем, 20-летним парнем. Слушали диски, ходили по знакомым, живущим в той же волости.

Не сказав матери: «До свидания!»

Исчезновение на несколько дней, не предупредив родителей, теперь у современной молодежи называется «вышла погулять», – просвещает журналиста капитан. – Нынешние мамы не проявляют беспокойства, если дочь не ночевала дома сутки-вторые и не позвонила матери, где она и с кем. Такое сплошь и рядом. Причем если в заявлении родители пишут, что ребенок ушел из дома в первый раз, то потом выясняется, что это не так.
Еще один недавний случай из типичных для современных нравов среднего и молодого поколения. Когда мама пропавшей на трое суток 13-летней девочки писала заявление в полицию, то не знала ничего: ни подруг дочери, ни ее знакомых в том же микрорайоне. Маму совершенно не интересовал круг общения дочери, но она после трех суток спокойного ожидания поставила перед полицией непростую задачу: найти ребенка. Даже не хотела давать фото девочки: – мол, будет стыдно.

Причем такое невнимание к интересам детей характерно для семей и благополучных, и полных, и не являющихся таковыми, так что автору классического произведения «Отцы и дети» нынче пришлось бы поднимать совсем другие проблемы.

Перед тем, как писать этот материал, я прошелся по диссертациям местных ученых, получивших дипломы по детской психологии и воспитанию нового поколения в семье и обществе – ничего путного, конкретного, прикладного. Ровно столько же нашел в Сети, порывшись по архивам крупных библиотек. Показалось мало, спросил педагогов латышских школ – они одного со мной мнения.

Учителя, справедливо считающие, что зарплата у них нищенская, отдают детям не всего себя, а малую частичку. Способствует им в том Минобразования. Оно не требует, чтобы классный руководитель посетил хоть раз ребенка на дому. Это удел социального педагога, но он успевает только в неблагополучные семьи, а конфликты родителей и детей происходят у всех. Ну как можно учителю не заметить побои на лице ребенка, на глазах которого отец убил мать, а потом, досрочно освободившись, взял сына от опекунши-бабушки?! И только когда 14-летний парнишка явился в школу с рассеченным лбом, потерял во время урока сознание, тогда отреагировали. Оказалось, отец стрелял в него в упор из воздушного пистолета за то, что пацан съел два яйца вечером, тогда как одно должен был оставить на утро.

Закон – не дышло, его просто нет

О существовании Закона о защите прав ребенка, международных конвенций и о многом другом, что полезно знать родителям, они узнают, оказавшись… в Англии или Ирландии. Кстати будет сказать, что шум вокруг детей, которые стали беспризорными из-за отъезда родителей на заработки за рубеж, не имеет опоры. Статистика опровергает негатив.
Так вот, председатель сиротского суда Лигита Стразда авторитетно утверждает, что искатели трудного счастья и золотого дождя не оставляют на родине своих детей на произвол судьбы, иначе бы они обязательно оказались в зоне ответственности этого опытного педагога и молодого юриста – Лигита недавно защитила диплом в ЛУ.

Лигита Стразда считает, что тот конвейер, который якобы существует для перевоспитания детей и их родителей (именно так!) хоть и не виртуальный, но с очень низким коэффициентом полезного действия. Взаимосвязи и преемственности звеньев этой цепи нет, хотя ни одно не признается, что оно слабое.

Государство, в первую очередь, в лице Министерства семьи и детей, Минобразования, а затем Минблага, должно дать схему воспитания и обучения хотя бы по модели Германии или Англии, которая стала нам ближе и понятнее, хотя географически подальше.
Лигита Стразда передает содержание письма, недавно пришедшего в ее адрес из Англии. В многостраничном документе говорится о том, что из семьи гастарбайтеров выслан в Даугавпилс гражданин Г., поднявший руку на ребенка. Об этом заявил в полицию сам подросток. Далее в письме содержатся рекомендации, данные оставшимся в Англии членам семьи, и просьба по возможности проконтролировать, будет ли их соблюдать эта семья в интересах ребенка, вернувшись на родину.

Скажем, что в тех советах, обязательных к исполнению всеми взрослыми членами семьи, есть и вечерние курсы. Наивные англичане – они думают, что у нас примерно такая же, как в Европе, система родительских университетов! Что, как в Германии, все неблагополучные, а, кроме того, малообеспеченные семьи находятся в зоне ответственности муниципальных чиновников и специалистов. Последние пишут отчеты о том, как родители, у которых ребенок еще не встал на ноги, выполняют с участием дипломированного специалиста требования по обучению ребенка навыкам, включая личную гигиену.

Это можно и нужно делать у нас, если не распылять деньги, а использовать их целенаправленно, имея один координаторский орган, – убеждена Лигита Стразда, у которой есть за что отчитаться за каждый рабочий день. У многих других госчиновников такого нет. У них другой принцип: день прошел – и слава богу.

дреналинчика не дадите ли?

Среди рекордсменов-бегунов – Женя, ему нет и 14 лет, а путешествия он совершал, в среднем, раз в году. Вот уже в кого вселился со дня рождения ген бродяжничества. Под стать ему – приятель Кирилл. Определили его в приемную семью, пробыл там два месяца, всем был доволен – и сорвался. Признался, что хотел свободы, хотя никто его дома не неволил. Пришлось определить в приют.

Страшная опасность поджидает таких пацанов, которых легко избавить от насекомых, но очень трудно – от курения, пристрастия к алкоголю, наркотикам. Они – жертвы, о чем отчаянно сигнализируют городу сотрудники отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Даже тот парнишка, что был извлечен на третьи сутки из подвала дома в микрорайоне химиков по звонку жительницы, сказал, что все у него дома хорошо, но захотелось побыть в необычных условиях. Хорошо, что в эту известную ночлежку не заглянули продавцы наркоты.

На неизменный полицейский вопрос – чего тебе не хватает для полного счастья? – подросток чаще всего отвечает: кайфа, адреналина.

Что может дать им из экстремального набора наш город? Есть дискотеки, но этого мало. Дольше других в стране наши юнцы ждали скейтборд. Его подарил и построил на Эспланаде бизнесмен Олег Гаврилов. Так опять недовольство:

Вечерами нет света, нет роликов напрокат, наконец, одного такого сооружения на весь город мало! – вот упреки пацанов.

Руководитель молодежного отдела Думы  Иева Тейкмане ответила ЭН, что скоро откроется еще один центр для скейтбордистов – в Центральном парке. Но будет ли там все так, как хотят ребята – она не знает.

Как многого мы не знаем или не хотим знать из того, что положено знать о поколении, которое не считает себя потерянным. Они возвращаются. Пока….

16.05.2007 , 09:28

Борис Корнеев


Написать комментарий

Спасибо автору и газете за прекрасную статью.Еще раз есть возможность убедится как сложны проблемы, связанные с воспитанием подростков, и что государственные институции некомпетентны не только в вопросах медицины, образования, но и воспитания будущего поколения.