Сергей Лавров: «Договор о границе не решает всех проблем»

Вчера группа латвийских журналистов была принята министром иностранных дел Российской Федерации Сергеем Лавровым. Среди них был и корреспондент «Часа».

Отказ от «пакета»

- Россия пошла на уступки Латвии и отказалась от пакетного принципа подписания ряда межгосударственных договоров и соглашений, то есть подписала договор о границе отдельно от экономического и социального договора. Значит ли это, что теперь Россия не будет остро реагировать на попытки переписывания истории, положение латвийских неграждан?

- Россия никогда не увязывала подписание договора с другими, не относящимися к пограничной теме, вопросами. Для нас основополагающим фактором всегда было подтверждение латвийской стороной отсутствия у нее территориальных претензий к России. Как только они были сняты, мы пошли на заключение пограндоговора.

Увязывание же всех проблемных вопросов в один пакет по принципу «все или ничего» – далеко не самый эффективный способ их решения. Что же касается соглашения об экономическом сотрудничестве и договора о сотрудничестве в области социального обеспечения, то напомню, что первый документ был подписан между Россией и Латвией еще осенью 2006 года, а второй находится в завершающей стадии согласования.

Подписание договора о границе имеет существенное самостоятельное значение для России. Вместе с тем это выбивает почву из-под ног тех политических сил Латвии, которым все еще снится возвращение Абрене. Одновременно продвинулся процесс оформления нашей общей границы с Евросоюзом.

Но подписание договора не означает автоматического решения всех сложных проблем, которые накопились между Россией и Латвией. Существенным ограничителем, не позволяющим нашим отношениям развиваться с полной отдачей, остается ситуация с правами неграждан и соотечественников в Латвии, которая, к сожалению, за последние годы не улучшилась.

Нас не может устраивать наличие в Латвии около 400 тысяч неграждан, главным образом русскоязычных жителей, лишенных базовых демократических прав и свобод, включая возможность участия в муниципальных выборах, характер проводимой в Латвии так называемой «реформы» среднего образования, фактически направленной на ликвидацию русскоязычных школ.

Безусловно, не способствуют нормализации двустороннего диалога и антироссийская риторика, и выдвигаемые в адрес России претензии в контексте тезиса о «советской оккупации», а также продолжающиеся в Латвии попытки навесить ярлык «оккупантов» на ветеранов антигитлеровской коалиции на фоне героизации бывших эсэсовцев.

Мосты у нас и так есть

Отвечая на вопрос «Часа» о том, что Латвия теперь, после подписания пограничного договора, может стать мостом между Россией и Евросоюзом, Сергей Лавров сказал:

- Мосты у нас и так есть, и опоры у них неплохие. И мосты эти – со всем Евросоюзом, а не только с Латвией. Россия заключила несколько серьезных документов, в том числе и четыре «дорожные карты», которые и составляют несущую конструкцию наших отношений с Евросоюзом.

- Интересы Латвии в России понятны – российский рынок, энергоресурсы… А чем интересна России Латвия? Намерена ли Россия рассматривать нашу страну как транзитный коридор Восток – Запад? Каковы шансы Латвии подключиться к Северо-европейскому газопроводу, а заодно и реанимировать нефтяной поток на Вентспилс?

- Хотя нет жесткой увязки между перспективами экономического сотрудничества и решением проблемных вопросов двусторонней повестки дня, обозначившийся в последнее время в наших отношениях благоприятный политический фон способствует развитию бизнеса.

Что касается возможности подключения Латвии к проекту «Северный поток», то поскольку он уже находится в стадии реализации, предложения об участии в нем третьих стран могут быть рассмотрены только в рамках российско-германского консорциума.

Если же говорить о возобновлении транзитных поставок нефти в Латвию по нефтепроводу Полоцк – Вентспилс, то российские компании, насколько мне известно, не проявляют к этому проекту особого интереса. Для государства же, по понятным причинам, приоритетом является максимальная загрузка мощностей Балтийской трубопроводной системы на северо-западе России.

Что хорошо для Газпрома…

- Есть ли гарантии, что российско-латвийская межправительственная комиссия наконец-то не только начнет работу, но и будет функционировать без проволочек с российской стороны?

- Вынужден напомнить, что приостановка работы в рамках межправительственной комиссии произошла не по вине российской стороны. Не Россия, а Латвия в 2004 году в одностороннем порядке денонсировала межправительственное соглашение о принципах торгово-экономических отношений от 1992 года, одна из статей которого регламентировала деятельность комиссии. Мы придаем большое значение запуску работы российско-латвийской межправительственной комиссии и сделали для этого все возможное в кратчайшие сроки. В марте состоялась плодотворная встреча ее сопредседателей, а первое заседание комиссии планируется провести в июне.

- Как вы оцениваете утверждение о том, что Газпром реализует внешнюю политику России в Евросоюзе значительно эффективнее, чем внешнеполитическое ведомство?

- Это из серии, что хорошо для «Дженерал моторс», хорошо для Америки? Если говорить серьезно, то Газпром, как любая крупная компания, успешно развивает связи со своими партнерами, но к внешней политике это не имеет никакого отношения. Россия и Евросоюз – естественные партнеры, в том числе и в области энергетики. Поэтому не удивительно, что вопросы энергетического сотрудничества, и в частности поставок газа, зачастую выходят на первый план. Однако энергетикой наше сотрудничество не ограничивается.

У России с Евросоюзом постоянно идет деловой конструктивный диалог, у нас общая позиция по значительному количеству международных проблем.


Написать комментарий