Экс-мэр Юрмалы: «И тогда миллионер спросил, не сдамся ли я, как женщина?»

Вчера на процессе по «юрмалгейту» пристально изучали действия миллионера Германа Милуша. По версии обвинения, он - «серый кардинал» всей истории и источник пресловутых «туалетных денег для депутата Анчанса». Сам Милуш это категорически отрицает. Вчера суду давали объяснения экс-мэр Юрмалы Инесе Айзстраута и служащие Милуша.

Наряду с непосредственным «переносчиком денег» Ласманисом Герман Милуш – центральный персонаж «юрмалгейта». Ибо, по мнению прокуратуры, он организовал подкуп депутата Илмара Анчанса, скоординировал действия посредников и, собственно, дал деньги.

Однако допрошенные на предыдущем заседании VIP-свидетели, в том числе Андрис Шкеле и Айнарс Шлесерс, четко заявили: никакого особого влияния на процесс выборов мэра у Милуша не было. А то, что они консультировались с ним о составе коалиции по телефону, – неудивительно. Он же местный, юрмальский человек, хорошо знает расклад в городе. В общем, какую бы то ни было «руку Милуша» во всем они отрицают. Как и сам Милуш.

В этом контексте особый интерес представляло вчерашнее выступление Инесе Айзстрауты. Напомним: на момент скандала она была кандидатом от «Нового времени». И она же открыто называла Милуша «серым кардиналом» Юрмалы. Однако с тех пор все изменилось. Айзстраута больше и не мэр, и не человек Репше. То есть совершенно независимый депутат.

Айзстраута: «Мы встретились в ресторане…»

В общем-то Айзстраута, как оказалось, стоит на прежних позициях. Однако описывает сейчас все не так категорично.

- О самой взятке я узнала только 18 марта вечером из сообщений СМИ, – сообщила она суду. – До этого было много разговоров о покупке голосов. Я могла подозревать любого депутата в том, что он перекуплен…

Суд пожелал узнать, что г-жа Айзстраута расскажет о Милуше.

- Накануне дня выборов мы встречались с членами коалиции и подписали с ними меморандум о сотрудничестве. Тут позвонил Герман Милуш и сказал, что хочет встретиться и обговорить работу думы в будущем. Я сказала об этом звонке товарищам по коалиции и по партии. Потом поехала на встречу.

Мы встретились в ресторане «Белла Италия». Герман Милуш спросил меня, действительно ли я понимаю, на что иду, хватит ли у меня сил или я сдамся, как женщина? Он сказал, что лучше бы для меня было войти в коалицию с Хлевицкисом и стать вице-мэром.

Перейдя к самому дню голосования, г-жа Айзстраута заявила, что заседание думы для выборов мэра собралось так быстро, что это стало для нее сюрпризом.

- Я решила, что, возможно, кто-то из нашей коалиции переметнулся на чужую сторону, так как приказ о созыве коалиции отдал бывший мэр Хлевицкис.

Этот момент суд попросил уточнить.

- Формально приказ о созыве экстренного заседания думы для выбора мэра отдает Избирательная комиссия. Тот, кто собрал коалицию, дает сигнал членам комиссии и они созывают депутатов. Я этого не делала, значит, это сделал кто-то другой. Хлевицкис был уверен в своих силах.

- А кто говорил с Илмарсом Анчансом о том, что он будет в коалиции? – спросил свидетельницу адвокат Освалдс Силанс.

- Я сама говорила, это было видно сразу, что он наш человек, – ответила г-жа Айзстраута. – Перед выборами мэра Анчанс, кстати, сказал, что ему предложили «штуку».

- Кто?

- Он не сказал, кто.

Тогда суд напомнил г-же Айзстрауте ее же слова про «серого кардинала Милуша».

- Так просто говорили в городе, – сдержанно пояснила экс-мэр.

Охранник: «Ничего не помню. Контузия»

Далее начался детальный опрос второстепенных свидетелей – охранника бывшего санатория «Мариенбаде», шофера Милуша и т. д. Задача – проверить версию обвинения о том, что Милуш в тот день ездил по городу с пачкой денег для Анчанса.

Конкретно, как считает прокуратура, перед судьбоносным голосованием неподалеку от здания Юрмальской думы остановился автомобиль. И там в промежуток времени с 13.52 до 13.56 Герман Милуш передал Леониду Ласманису конверт с двадцатью тысячами.

Ласманис пошел в думу и в дверях передал конверт поджидающему там Гвидо Харийсу Волбругсу. А Волбругс уже собственно и пошел в думский туалет и передал конверт поджидающему там Илмару Анчансу. Тот принял конверт и пошел выбирать мэра…

В итоге вчера суд начал проверять весь предполагаемый путь Милуша. Так, согласно обвинению миллионер заезжал в «Мариенбаде». Об этом решили расспросить охранника бывшего санатория.

В первых показаниях, данных на следствии, он рассказывал следующее: «Я приехал с похорон младшего брата, 18 марта было мое дежурство. Днем позвонил Саша – шофер Милуша. Сказал, чтобы открыл ворота, так как хозяин приедет через пять минут. Но ворота загородила машина белого цвета, поэтому никто не смог бы попасть на территорию…»

Однако вчера в суде, когда был зачитан этот протокол, свидетель заявил, что он этого не говорил. И вообще первый раз такое слышит. Хотя подтвердил, что подпись под протоколом его.

Тогда суд зачитал следующие показания того же охранника. В них он утверждал обратное – что ворота были открыты в течение часа и любой мог попасть на территорию санатория.

Выслушав их, свидетель стал оправдываться, что он не оставлял ворота открытыми. Но рассказать, что произошло в тот день и приезжал ли Герман Милуш в «Мариенбаде» – так и не смог. При этом постоянно ссылаясь на контузию головы и вторую группу инвалидности…

Шофер: «Я тоже ничего не помню»

Шофер Германа Милуша – Александр Смирнов – тоже заявил, что не помнит, звонил ли он сторожу «Мариенбаде» в тот день.

Прокурор зачитала из дела фрагмент телефонного разговора Александра с Германом Милушем, где тот просит открыть к его приезду ворота в «Мариенбаде», а Александр ему отвечает, что из-за того, что намело много снега, ворота будет открыть трудно.

Такой разговор бывший водитель обвиняемого не вспомнил. Как не вспомнил и то, заезжали ли они тогда в «Мариенбаде».

Приятель: «Денег я не видел»

Наконец был допрошен знакомый Германа Милуша – Каспарс Гайланс. Он подтвердил суду, что встретил Милуша в тот день в Риге и Герман попросил его подвезти до Юрмалы.

- Он сказал, что немного подшофе, – говорит свидетель. – Мы поехали в Юрмалу на его машине, я высадил его у ресторана «Белла Италия» – и сам пошел дальше по своим делам.

- Видели ли вы, что он передавал деньги или конверт Ласманису? – спросила свидетеля прокурор.

- Нет, не видел, – твердо ответил свидетель.

P. S. В общем, как видим, роль Милуша в «юрмалгейте» пока остается неочевидной. А если учесть, что из дела «выпал» исчезнувший из страны Леонид Ласманис (согласно обвинению именно он принял деньги от Милуша из машины) – то прояснить ситуацию с миллионером представляется совсем непростой задачей.


Написать комментарий