«Предложение от дона Бабахи», или Откуда в Латвии появились жертвы «самопала»

На фронте борьбы с ядовитым алкоголем такие новости: у держателей крутки предлагается отнимать квартиры и машины. МВД хочет разрешить «доступ полицейских в любые помещения», где они подозревают торговлю круткой... Тем временем проясняется связь «круткагейта» с другим громким скандалом - о коррумпированных латгальских пограничниках.

Вчера стало известно: Государственный совет по предотвращению преступности пока не решил, как будут бороть крутку. Очевидно одно: законодательство ужесточат. Но вот в какой степени? Не навредить бы. По одному из предложений, наказанием за ввоз нелегального алкоголя могла бы стать конфискация машины. А за торговлю круткой – конфискация квартиры… Какими злоупотреблениями это чревато при полиции, которая перманентно «в кризисе», объяснять, видимо, не надо.

Для обобщения всех предложений премьер-министр Айгарс Калвитис предложил сформировать рабочую группу под руководством министра юстиции Гайдиса Берзиньша.

В свою очередь начальник госполиции Янис Защиринскис после заседания совета заявил журналистам, что для борьбы с нелегальным алкоголем сначала необходимо усилить пограничный контроль и ликвидировать контрабандные пути его ввоза из России. Защиринскис предлагает также ввести общегосударственный учет лиц, наказанных за распространение нелегального алкоголя.

Отметим, что в связи с «круткагейтом» МВД предложило и свои поправки к законам. Тоже не бесспорные. И, в частности, закон «О полиции» может быть дополнен статьей о том, что «при подозрении в нелегальном распространении алкоголя полицейский имеет право доступа в любые помещения»… А что, если они вошли – а там пьют не крутку? (Остальные предложения МВД – см. справку.)

«Коневка», сорт 2-й

Тем временем продолжается расследование конкретного «прейльского дела». «Час» получил подтверждение версии, высказанной нами в одном из предыдущих номеров: резкий всплеск ядовитой крутки связан с громким изъятием на хуторах в двух волостях 11 октября более чем 30 тонн т. н. коневки – нелегального спирта, принадлежавшего группировке Коня (Райтиса Кононова).

Сам Райтис Кононов сейчас отбывает наказание в Екабпилсской тюрьме, неподалеку от мест постоянного проживания. Однако, как показывает практика, это не мешает ему руководить бизнесом на воле.

Как пояснили «Часу» оперативники, отравленный алкоголь начал появляться на латгальских точках еще в сентябре. Однако массированное отравление произошло в середине октября – то есть в считанные дни после изъятия «коневки». 15 октября умерла первая жертва – житель Прейли. Что же произошло? После того как партии качественного спирта «от Коня» были изъяты, на реализацию по всем точкам пошла «коневка», сорт 2-й, – подозрительная партия крутки, которая до того держалась в резерве. Сейчас эта версия представляется вполне вероятной.

От Беслана до Краславы

А теперь немного о том, как «круткагейт» связан с другим громким латгальским скандалом – массовым задержанием на КПП Гребнево пограничников, торговавших проездом вне очереди.

Учтем: источник ядовитой добавки, разрушающей печень потребителей, уже установлен. Это российский город Беслан, где находится одно из крупнейших алкогольных производств. По словам главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, Беслан – главный из пяти источников ядовитого контрафакта. Понятно, что в Латвию он мог попасть лишь контрабандой.

Однако на сегодня официально руководители полиции и KNABа отрицают «прямую связь» между погранскандалами и прейльскими отравлениями.

При этом, по нашей информации, в обоих скандалах фигурирует одна и та же группировка – Коня. Ибо: пограничную «схему» в Гребнево курировал давний соратник Коня Бабаха (Геннадий Бабахин). Один из участников нашумевшей операции на КПП на правах анонимности рассказал нам следующее:

- Сейчас в этой связи проходят Бабаха и еще один криминал, довольно авторитетный. И, в общем, уже понятно, что услуги работников КПП местным «пацанам» не ограничивались пропуском фур без очереди. Сейчас нет конкретного уголовного процесса по алкоголю, но связь достаточно очевидна. Пока Гребнево было «подконтрольным» пунктом, это был идеальный канал: машин там идут сотни и тысячи, а технических и физических возможностей стопроцентно осмотреть каждую – просто нету. Естественно, это используется.

Перспективы борьбы? Бросьте…

Объявленную «антикруточную» кампанию наш собеседник оценивает довольно пессимистически:

- Давайте подумаем: что нужно для того, чтобы задавить контрафакт? Главное – нужно будет что-то делать с границей. То есть реально ее укрепить и сделать непрозрачной для контрабанды. Это потребует огромных денег, которых нет, и людей, которых тоже нет. Но дело в другом. Тех, кому это нужно, можно по пальцам пересчитать. А вот тех, кому не нужно, – гораздо больше.

И вот еще что: как мы поняли, у задержанных в Гребнево пограничников и выбора-то особого не было – сотрудничать с бандитами или не сотрудничать. К ним подходили с прямым предложением: «Пацаны – вы как хотите? Либо будем вместе мирно зарабатывать, либо – сами понимаете: у вас жены, дети…» И нужно понять, что это в Латгалии – совершенно серьезно. Противостоять «пацанам» в тех местах особо некому. Как вы думаете, почему для разработки и задержания этой «погранмафии» пришлось отрывать от дел рижан – KNAB и центральные подразделения госполиции?

Впрочем, не будем забывать о «факторе «бальзамки». Не надо сбрасывать со счетов легальный алкогольный бизнес, сильно заинтересованный в борьбе с круткой. Возможно, ему и удастся заставить государство принять какие-то эффективные меры против алкогольной мафии.

Объемы и обороты

И немного «круточной экономики». О масштабах торговли и оборотах бизнеса дают представление следующие цифры.

По разным оценкам, доля нелегального алкоголя на латвийском рынке составляет от 10 (Служба госдоходов) до 30% (по мнению руководства «Ригас балзамс»). То есть от 100 до 300 тысяч литров спирта в месяц, или от 1 200 000 до 3 600 000 литров ежегодно.

При средней цене литра спирта на черном рынке свыше трех латов, общий оборот «подпольного спиртобизнеса» в Латвии может достигать от 5- 6 до 12- 15 миллионов латов.

Справка

МВД ЛР предлагает:

В Кодекс административных нарушений внести норму об освобождении от ответственности покупателя нелегального алкоголя, если он сообщил об этом полиции.

В Уголовном законе будут предусмотрены более строгие наказания за незаконное изготовление, хранение и перевозку алкоголя – до 3 лет лишения свободы, принудительные работы или денежный штраф в размере до 50 минимальных зарплат с конфискацией имущества. (В настоящее время закон предусматривает уголовную ответственность за нелегальный оборот алкоголя только в тех случаях, если это нарушение совершено повторно в течение года.)


Написать комментарий