Горючее «просит» биодобавки

Вчера Ассоциация производителей и торговцев топливом провела в Министерстве земледелия дискуссию о необходимости усиленной государственной поддержки биотопливной отрасли. Деньги нужны на продвижение модели региональных центров по производству рапсового масла, в которые крестьяне смогут свозить рапс с полей. Еще одна выдвинутая инициатива — обязать владельцев АЗС добавлять в традиционное топливо как минимум 2% биодобавок. Напомним, что за развитие этой отрасли у нас отвечают сразу три министерства — земледелия, экономики и финансов.

Заманчивые бонусы

Надо сказать, что биотопливную тему сегодня активно разрабатывают не только инвесторы, вкладывающие средства в строительство современных заводов по переработке масла в биодизель и добавку к бензину — биоэтанол, но и крестьяне. И первые, и вторые получают от ЕС неплохие компенсации за производство экологически чистого топлива.

Так, за каждые 1000 л биоэтанола производитель должен получить 140 Ls, биодизеля — 170 Ls. А крестьянин за каждый засеянный рапсом гектар получает в качестве подарка 65 EUR. Результат не заставил себя ждать — в прошлом году по сравнению с 2004-м рапсом было засеяно на 131% площадей больше, а биотоплива произведено на 141% больше. Только третья его часть, или 40 тыс. т, осталась у себя на родине. Остальное пошло на экспорт.
Как в Минэкономики изобрели “биобензин”

Сейчас у тех, кто занят биотопливом, удачный момент, чтобы надавить на государство. Еврокомиссия крайне недовольна тем фактом, что почти все страны ЕС не выполняют требований об определенном проценте биотоплива от общего количества горючего, использованного в народном хозяйстве той или иной страны.

Интересно, что в конце прошлого года Латвия поспешила отрапортовать о том, что выполнила наказ Брюсселя, выдав на-гора обещанные 2% (к 2010 г. удельный вес биотоплива в нашей стране уже должен составлять 5,75%). Однако, как свидетельствует информация ЦСУ, биотоплива только на транспорте нажгли всего 0,33% от необходимого количества. Значит, в целом по народному хозяйству и того меньше.

В чем дело? Звучит анекдотично, но как рассказал Телеграфу президент Латвийской ассоциации биотоплива Даумант Знатнайс, в своих расчетах ошиблись эксперты Минэкономики, которые засчитали бензин с 5-процентной биодобавкой (остальные 95% составлял чистый бензин) за 100-процентное биотопливо. И даже изобрели новое определение — биобензин. Однако в ЕС заметили приписки и поставили Латвию в угол вместе с другими неисполнительными странами.
Крестьянин и рабочий на службе экологии

К деньгам ЕС хотят быть поближе крестьяне или те, кто за них хлопочет. На создание региональных центров им нужно ни много ни мало 25 млн. Ls.

Чтобы не пугать государство такой суммой, поборники зеленого горючего решили разбить ее на части. Каждый из 24 уже существующих и будущих центров предоставит смету — сколько и на какие цели ему надо. По словам Знатнайса, это вполне цивилизованный подход.

Центры смогут собирать, сушить и хранить рапс, давить масло, продавать его заводам. Правда, беда в том, что никто не заставит эти центры продавать сырье в Латвии, а не на Западе, где конъюнктура может быть выгоднее. И здесь Знатнайс считает, что в требованиях ЕС есть известное противоречие — какая разница, где потребляется произведенное в Латвии биогорючее, главное, что оно здесь сделано, поэтому количество произведенного и должно идти государству в зачет.
“За” и “против” госсубсидий

Сегодня производством биотоплива у нас занято несколько небольших заводов мощностью в несколько тысяч тонн. Пожалуй, первым серьезным игроком можно считать современное производство фирмы Bio-venta в Вентспилсском порту, которое будет сдано в эксплуатацию в будущем году и сможет выпускать 100 тыс. т биодизеля в год. А в этом году в планах латвийских производителей 11 тыс. т биодизеля и 9 тыс. т биоэтанола. Знатнайс полагает, в 2008 году Латвии надо произвести 228 тыс. т. И расчет здесь на региональные центры.

Присутствовавший на дискуссии председатель правления Bio-venta Гирт Фишерс сообщил Телеграфу, что исходя из здравого смысла ему не совсем понятно, зачем государство должно выкладывать из своего кармана миллионы латов, ведь время показывает, что частные инвесторы вполне могут сами решить задачу по производству необходимого количество биотоплива. Кроме того, он выразил сомнение в том, что сельские производители смогут обеспечить высокое качество своей продукции, а вот ее себестоимость, напротив, будет весьма высока.

Заставить АЗС “мыслить по-зеленому”

Как бы то ни было, пока у государства нет инструмента, чтобы заинтересовать торговцев горючим и автомобилистов. Как уверен Даумант Знатнайс, владельцев заправок государство должно насильно заставить продавать у себя биотопливо. На дискуссии прозвучало предложение обязать их примешивать к обычному горючему как минимум 2% биодобавок.

Кстати, в Литве, куда уходит 70% произведенного в Латвии биотоплива, этот процент равняется трем, сообщил руководитель производства фирмы Mežrozīte Дайнис Лаугалис. Гирт Фишерс также считает, что это нормальная практика, многие страны Европы уже взяли ее на вооружение.

И в заключение несколько цифр. По данным Министерства земледелия, в прошлом году в Латвии потреблено 342 тыс. т бензина и 678 тыс. т дизельного топлива. В свою очередь биотоплива продано было только 2,89 тыс. т. Сегодня в Латвии его можно приобрести лишь на 14 заправках из имеющихся в наличии нескольких сотен.

Вы почему биотопливом не торгуете?

Янис РИЕКСТИНЬШ, председатель правления VIRŠI-A:

— По-моему, одной из главных задач сегодня является необходимость выяснить, как биотопливо действует на двигатель. Ведь даже производители новых машин и автодилеры не желают давать гарантию на автомобили, которые используют этот вид топлива. В действующих сейчас правилах Кабинета министров в требованиях к его качеству нет упоминания о его влиянии на автомобильные двигатели.

В связи с этим логичным будет вопрос: а кто станет отвечать, если автовладелец сумеет доказать, что его машина сломалась именно из-за использования биотоплива? Не получится ли так, что суд встанет на его сторону и обяжет компенсировать потери именно торговца горючим? Поэтому пока АО VIRŠI-A очень осторожно продумывает возможную торговлю биогорючим, мы не готовы рисковать своей репутацией. До этого нужно срочно разработать процедуру контроля и очертить круг ответственных за качество альтернативного топлива.

Близится зимний сезон, и становится актуальнее вопрос — как поведет себя биодизель во время мороза, ведь существуют обоснованные опасения, что он может замерзнуть. Однако об этом потенциального потребителя никто не потрудился информировать, сообщив, что у биотоплива бывают не только плюсы.

Еще одна причина того, что биодизель не продается повсеместно, — наши производители до сих пор не могли обеспечить его бесперебойную поставку по графику, у них для этого не хватало мощностей.


Написать комментарий