Оставьте Путина в покое

Он может позволить себе выходить за рамки позиции правящих кругов. И он этим зачастую пользуется. Когда видит, что коллеги делают глупости или когда их просто заносит. Как, например, сейчас — в оценках происходящего в России. Маэстро и депутат сейма Раймондс Паулс (Народная партия) считает, что Латвия не должна вмешиваться во внутренние дела России

“Если россияне и их президент решили проводить свои реформы (например, административную), то это их дело и их право. И вообще лично мне Путин нравится, мне кажется, что он поступает правильно!” — говорит маэстро.

– Раймонд Волдемарович, на днях сто политиков и политологов выступили с резкой критикой реформ Путина. Среди подписавших это письмо в адрес ЕС и НАТО есть и латвийские парламентарии. Из нашей страны частенько звучат и заявления о том, что “мы встревожены происходящим в России, встревожены развитием демократии в этой стране”. Разделяете ли вы эту точку зрения?

– Меня, например, больше тревожит ситуация в собственной стране. У нас достаточно проблем, которые необходимо решать. Нам есть чем заниматься. А Россия сама разберется. Мне вообще непонятно, почему именно Латвия должна находиться в авангарде нападения на Россию. Те, кто сегодня бросает упреки в адрес Путина, или просто не понимают реальной ситуации в соседней стране, или просто не хотят видеть эти реалии и пытаются сравнивать обстановку в России с обстановкой в какой–нибудь тихой европейской стране. Поймите, дамы и господа, поймите, коллеги: в мире больше нет другой такой огромной территории, где проживали бы люди стольких национальностей, религий и ментальностей! Нет другой такой страны с таким географическим разбросом — от Сибири до Кавказа. И у каждого региона своя специфика. Плюс ко всем природным и людским нюансам Путину в наследство достался, извините, и невероятный бардак во всех сферах. Попробуйте справиться с таким багажом! Постепенно, шаг за шагом, президент России пытается навести порядок. И не всегда это можно сделать мягкими методами. Посмотрите, что там происходит: шахтеры и нефтедобытчики прозябают в нищете, а те, кто “прихватизировал” скважины и шахты, уже вошли в список мультимиллиардеров! Как, скажите, изменить эту ситуацию? Как заставить олигархов работать не только на свой карман, но и на интересы страны? Путем уговоров и психологических бесед?

Что же касается административной реформы, то пусть об этом тоже судят сами россияне. Они выбрали Путина и, значит, дали ему мандат на проведение тех реформ, которые он считает нужными. Да, безусловно, Латвия заинтересована в стабильной и в общем демократической России. Но меры Путина и направлены на то, чтобы государство было единым и стабильным. Чего же нам еще нужно? Я бы очень предостерег моих коллег в парламенте от попыток вмешиваться во внутренние дела России. И вообще, по какому праву мы суем нос в сугубо российские дела? Может, тогда мы начнем поучать, например, Испанию, как им решать проблему басков, или, например, Бельгию — у них тоже возникают проблемы во взаимоотношениях между двумя общинами. Я уже не говорю о Северной Ирландии… Что, мы сейчас в Латвии начнем весь мир учить, как жить? Конечно, и в самой России по–разному относятся к Путину. Но мне лично он нравится. Это прагматичный, уверенный в себе лидер. Это предсказуемый партнер, не зря с ним стремятся дружить и развивать партнерское сотрудничество и США, и Великобритания, и Франция… Посмотрите на недавние предвыборные дебаты в США! Дж. Буш и Д. Керри спорили по всем вопросам, кроме развития отношений с Россией. Оба были едины в том, что Россия — это стратегический партнер США.

Я всегда выступал за добрососедские отношения с Россией. Это, во–первых, только упрочит нашу безопасность, а во–вторых, позволит использовать широкие возможности российского рынка. Теперь, когда мы находимся в ЕС и НАТО, нам нечего жить прежними страхами, и мы можем сосредоточиться на прагматичном развитии отношений с восточным соседом. Правда, вместо этого отдельные депутаты пытаются предъявлять России материальные претензии за советское прошлое. И что в итоге? Вот на днях Россия тоже нам выставила счет. Что, мы так и будем в XXI веке “метаться” долгами: они нам претензии на 3 миллиарда, мы им — на 20 миллиардов? Вот недавно руководители Польши и Германии сели за стол переговоров, все спокойно обсудили и согласились раз и навсегда закрыть тему финансовых претензий друг к другу. Так поступают соседи в цивилизованном мире. Пора и нам уже прекратить жить прошлыми обидами и сводить счеты. Историю не изменишь.

— Раймонд Волдемарович, вы были одним из тех, кто выступал за лишение двойных граждан права занимать высшие должности в латвийском государстве. Эта позиция вашей Народной партии уже вызвала негодование не только конкурентов — репшистов, но и Объединения свободных латышей. Какова была цель законопроекта “народников”?

— Мне вообще непонятно, почему западные латыши подняли такой шум. Никто их не ущемляет в правах, они могут приезжать в Латвию, жить здесь, работать на ее благо, могут заниматься бизнесом. Милости просим. Речь идет лишь о том, что обладатели двойного гражданства не могут занимать высшие государственные посты — быть премьерами, министрами, депутатами, госконтролерами, не могут руководить спецслужбами. Но ведь это совершенно нормальное требование! Ни в одной стране мира подданный сразу двух государств не может командовать полицией и руководить секретными службами. Неужели это не ясно? Меня вообще всегда коробило это чересчур подобострастное отношение к нашим соплеменникам с Запада. Мне непонятно, почему они считаются более достойными гражданами Латвии, более “правильными” латышами, нежели российские латыши? Нет, конечно, тем, кто эмигрировал на Запад, в первые годы на чужбине было нелегко. Но потом–то они в своей, как они говорят, ссылке жили прекрасно. Чего не скажешь о российских латышах, которых посадили в телячьи вагоны и вывезли в Сибирь. Их репрессировали дважды — сначала советская власть (сталинский режим), а потом и латвийское государство. Их никто здесь особо не ждет, никто им не помогает. Зато западных латышей мы не перестаем зазывать.

Мне непонятно, почему западные наши соплеменники все время пытаются представить себя жертвами. А может, пострадавшие — это как раз те граждане Латвии, кто остался здесь? Мои родители никуда с немцами не драпали. Им некуда было ехать, они остались на родной земле. Мои родители были простыми людьми: отец — стеклодув, мать — крестьянка. И им приходилось очень несладко… Вы только на минутку представьте, что было бы с Латвией как территорией, с ее культурой, языком, традициями, если бы в 1944 году с немцами из республики выехали все латыши до одного?

Но все мы теперь — “второй сорт”, а вот наша диаспора на Западе — привилегированные. И как мы только попытались уравнять всех в правах и призвать обладателей двойного гражданства определиться, что для них важнее — служение государству или второй паспорт, сразу поднялся дикий шум. Не нужно шуметь, господа и дамы. Нужно просто понять, что если вы хотите здесь делать политическую карьеру и представлять интересы Латвии, то должны быть гражданами ТОЛЬКО Латвии. Латвия независима 13 лет — достаточный срок, чтобы определиться.

06.10.2004 , 14:34

Вести сегодня


Написать комментарий