Все остались при своем. И никаких сюрпризов

Случилось то, что и должно было случиться: победу одержала правящая коалиция. То, что кому-то показалось сюрпризом, - это логика развития, которую можно было предвидеть, если бы не расклад на политической карте просчитывали, а всматривались в состояние общества, основательно, кстати, изученное профессиональными экспертами, а не доморощенными политтехнологами.

За стабильность

Политологи предсказывали, что сюрприз могут преподнести избиратели, дескать, решающим фактором может стать их активность. Момент, конечно, существенный, но пора уже привыкнуть, что избиратель чаще не идет голосовать не потому, что его голос якобы ничего не решает, а потому, что его устраивает сложившаяся в стране ситуация. Европейская практика показывает: чем спокойнее страна, тем ниже активность на выборах. В некоторых скандинавских странах пришлось даже понижать порог явки с 30 до 25 процентов. До такого нам еще далеко, но и снижение «показателя активности» с прошлых 71 процента до 62 говорит о том, что пик революционной активности миновал, страна успокаивается. Что, кстати, констатировало и исследование Балтийского института социальных наук «Проблемы и перспективы интеграции» – при все еще «ноющих» национальных проблемах и латыши, и русские становятся терпимее.

Менять власть, как предлагали попытавшиеся вернуться в большую политику социал-демократы, захотели лишь 31 746 человек – те 3,5 процента, что перепали ЛСДРП. Остальные, включая и тех, кто выборы проигнорировал, передоверив свой голос другим, предпочли власть оставить, в каких бы тяжких грехах ни обвиняли ее оппозиционеры. Так что победа правящей коалиции оказалась и прогнозируемой, и ожидаемой, и без сюрпризов. И, согласимся, это демонстрация явных признаков стабилизации партийной системы.

Без героев

Эти выборы стали первыми, на которых не появилось ни одной новой популярной или популистской партии (не преодолевшие барьер маргинальные образования – не в счет), а это значит, что будет обеспечена преемственность и стабильность, будут развиваться еще только намеченные позитивные тенденции в социально-экономической сфере. И в отношениях с Россией не придется создавать новую стратегию сотрудничества, а продолжить уже начатые подвижки.

Народная партия получила три дополнительных мандата как вотум доверия. И заслуженно. Отличавшиеся прагматизмом «народники» умело протянули решение многих социальных вопросов до начала предвыборной кампании, и Кабинет Калвитиса стремительно изыскал деньги и на пособия, и на увеличение необлагаемого минимума, и на повышение зарплаты, и на выплату задолженностей. И кто бы сейчас ни приписывал себе первенство в постановке того или иного вопроса, решало правительство, в котором «народники» играли первую скрипку.

И «Новое время» не проиграло. Повторить прошлый результат они не могли, потому что не подтвердили свои заявления. Имея на восемь мандатов меньше, «временщики» получили на столько же и больше заслуженного. Это потому, что не столько обещанная ими борьба с коррупцией, сколько сама проблема коррупции волнует людей настолько, что они забыли и проделки импульсивного и обанкротившегося экс-премьера, и полную профессиональную несостоятельность министров от «Нового времени». Понятно, что при этом Сейме «временщики» не получат рычаги управления, и в коалицию их не возьмут, несмотря на заверения премьера работать со всеми правыми партиями. Парадокс в том, что «временщикам» это и не надо, их вполне устраивает роль щуки, чтоб карась не дремал, – быть этаким раздражителем.

И полученные СЗиК дополнительно шесть мандатов – не сенсация. Кто принес эти мандаты – Лембергс или Кирштейнс с Лацисом? Их приглашение в «паровозы» – предвыборный трюк или же изменение курса? Впрочем, Лембергс премьером не станет и оставаться закулисным кардиналом единственной партии не захочет – значит, и править «зеленым крестьянам» не придется. Что же касается курса… В прошлом Сейме фракция СЗиК шла в кильватере тех, кто приглашал ее в коалицию, не изменится такой «курс» и в новом. Не думаю, что одиозные фигуры поменяют ситуацию, сделав объединение более радикальным. Как-то г-н Бригманис проговорился, что есть, дескать, партийная дисциплина, а нарушивших ее можно и приструнить. Как говорится, эти бы слова да богу в уши. Но в любом случае СЗиК получит свои министерские портфели – не больше, чем в нынешнем правительстве, но и не меньше.

Первая партия вместе с «Латвийским путем» тоже сюрприза не преподнесли. Они, конечно, рассчитывали на большее, а лишь повторили свой результат – 10 мандатов. Можно, конечно, считать успехом возвращение «путейцев». Конечно, Айнарс Шлесерс ожидал лучшего исхода, но помешал себе сам. Уйдя в отставку с поста министра сообщений и не доведя до финала расследование «юрмалагейта», Шлесерс фактически признал себя причастным к коррупционному скандалу, а коррупционеров кто ж любит? Шлесерс успешный человек, а успешных не любят. Дешевые авиарейсы, новые автодороги, отремонтированные электрички – и все Шлесерс! Он хотел на этом сыграть, но слоган «Шлесерс! Кто же еще?» оказался прокольным – время мессий-одиночек прошло. В прошлый раз таким предстал Репше и не утвердился в этой роли, подмочив репутацию всемогущих одиночек. Шлесерс это не учел: уже пришло время, когда выборы выигрывают команды. Что подтвердил «Центр согласия».

Без перемен

Политологи поспешили объявить 17 мандатов ЦС сенсацией и соответственно шесть мандатов ЗаПЧЕЛ – поражением. Это не так. Каждое объединение фактически получило то, что имело и в VIII Cейме после не очень цивилизованного развода: ПНС – 9 мандатов, Соцпартия – 5, «пчелы» – 6. Созданный на базе ПНС «Центр согласия» даже увеличил свое представительство. Но все годы «пчелы» умело поддерживали бренд прежнего ЗаПЧЕЛ, получившего на выборах-2002 25 мандатов, – вторая по численности фракция. И на том, что «пчелам» не удалось увеличить свое представительство, сказались не деньги, вложенные в рекламу ЦС, а собственная законсервированная политика. ЦС нужно было «раскручиваться», а «пчелы» шли уже узнаваемой командой. Но они не сумели остановиться в раздражающей критике своих потенциальных партнеров из «Центра согласия», не уловили и происходящие в общественном настроении изменения: хотим мы это признавать или нет, а значительная часть русскоязычных приняла «правила игры» и предпочла решать проблемы не на митингах и пикетах, а в парламенте.

Впрочем, исповедуемое «пчелами» противостояние одну сенсацию все-таки сотворило: теряющее от выборов к выборам популярность и едва переползшее в прошлый раз 5-процентный барьер объединение ТБ/ДННЛ получило сейчас почти на полтора процента больше, что принесло «тевземцам» дополнительный мандат.

В остальном же все остались при своем. И никаких сюрпризов. Может, оно и к лучшему.

Впрочем, сюрпризом может стать тот факт, что среди депутатов не окажется кого-то из популярных политиков, еще недавно исполнявших роль партийных «локомотивов». Но это уже частности.