Что нам стоит дом построить?

В четверг на заседании Даугавпилсской городской думы планируется втрое увеличить пособие на приобретение новых квартир жильцам денационализированных домов. Сейчас желающие съехать от хозяина могут рассчитывать на субсидии от 3 до 5 тысяч латов, после соответствующего решения депутатов – от 9 до 15 тысяч, в зависимости от состава семьи. О том, как в городе решается жилищная проблема, мы беседуем с заместителем председателя думы
Олегом Толмачевым.

- Понятно, что это решение связано с отменой «потолка» арендной платы в новом году. Как рассказала одна женщина, хозяин уже предупредил ее семью, что будет поднимать плату хоть до 300 латов, пока они не задолжают, поскольку ему нужна эта квартира.

- На самом деле в Даугавпилсе эта проблема стоит не так остро, как в Риге. Хотя для каждой семьи – это большая драма, ведь квартиры получали по очереди, как все, только одни смогли их приватизировать, а другие оказались временными обитателями у хозяев. Кстати, «левые» выступали как против закона о денационализации в его нынешним виде, так и против отмены «потолка квартплаты» и против того, что полученное уже от самоуправления жилье нельзя будет приватизировать. Тут есть такая тонкость. В постановке на очередь приоритет у жильцов денационализированных домов. И некоторые уже получили квартиры. Но приватизировать можно только то жилье, которое получено до 1992-го года. Остальные квартиры остаются муниципальными. За исключением тех, которые будут приобретены с использованием разовых пособий государства и самоуправления. То есть это жилье куплено, и оно становится собственностью.

- Несправедливо! Ведь прежнюю квартиру человек заработал многолетним трудом, не его вина, что оказался в денационализированном доме.
bq. Согласен. Но поправки «ЗаПЧЕЛ» не были приняты Сеймом. И закон таков, каков он есть.

- Вернемся к намерению думы втрое увеличить пособия. Хватит ли на это средств?
bq. Все просчитано. В данный момент среди первоочередников 104 семьи из хозяйских домов. Несколько лет назад их было втрое больше. Но очередь все-таки существенно продвинулась. В 2001 году выделено 6 квартир, в 2002-м – 15, в 2003-м – 24, в 2004-м – 54, в 2005-67, в 2006-м – уже 32 квартиры. С начала нынешнего года появилась возможность выделять пособия. Воспользовались этой возможностью только 6 семей. У нас есть данные, какие квартиры хотят получить те, кто стоит в очереди. Две трети претендуют на однокомнатные, часть – на двухкомнатные, только 7 семей хотят переселиться в трехкомнатные квартиры. Депутаты проанализировали возможности бюджета и на комитете решили, что с учетом роста цен на жилье надо пособия увеличить.

- Да, однокомнатная квартира в Даугавпилсе уже стоит от 14 до 18 тысяч латов. По Вашему мнению, почему так взлетели цены на жилье?
bq. Причин несколько. Назову только три. Первая – вcтупление в Евросоюз. Как в сообщающихся сосудах, уровень цен постепенно выравнивается. Появилась и возможность нормально заработать за рубежом, да, у нас наблюдается рост доходов у населения. Росту цен способствует также политика банков. Каждый, кто взял ипотечный кредит, без труда посчитает, что банку приходится примерно такая же сумма, как стоимость квартиры. Чем выше эта цифра, тем больше доход банка. Оценка, размер кредита, условия его получения – все это существенно влияет на рынок. Третья причина – недостаток жилья, особенно нового. Когда цены достигли такого уровня, что стало выгодно строить, дело сдвинулось с мертвой точки. Но спрос все еще превышает предложение. Возьмите наш Даугавпилс. Квартиры в новых домах раскуплены еще на стадии проектирования! То есть до того, чтобы человек посмотрел несколько готовых квартир и выбрал то, что ему подходит, нам еще далеко.

- Знаете, часто приходится сталкиваться с тем, что люди не понимают, почему одни все-таки получают квартиру по очереди, а другие должны покупать. Одна дама задала, например, такой вопрос: почему первые этажи отдаются под магазины и офисы, если людям нужно жилье?
bq. Все мы, родившиеся и выросшие при социализме, еще долго будем задавать такие вопросы. Однако сегодняшняя реальность такова, что очень немногие могут получить жилье от самоуправления. Очередь на жилье есть. В группе первоочередников стоят жильцы денационализированных домов – 104 семьи, 55 сирот, 11 обитателей аварийных домов, двое вышедших из мест заключения. Вторая, общая очередь – это люди, официально имеющие статус малообеспеченных и остро нуждающиеся в жилье. Таких – 360 человек. Этой категории достается лишь квартира, от которой отказались первоочередники.

- Но можно ведь строить муниципальное жилье, недорогое, но с необходимым уровнем комфорта.
bq. Сейчас, когда финансовое состояние города стабилизировалось, такая возможность появилась. Объявлен конкурс на проект реновации дома на Шаура, 24. Это будет не социальный дом, а муниципальное жилье, которое получат малообеспеченные семьи. 120 квартир. 80 из них – однокомнатные, 40 – двухкомнатные. На это надо примерно полтора миллиона латов. Треть этой суммы выделит государство, остальное – из бюджета.

- Городу надо привлекать специалистов, в том числе молодежь. Есть ли возможность выделить им жилье?
bq. У нас есть служебные квартиры, предназначенные специалистам. Но это именно служебные квартиры, которые нельзя приватизировать.

- Большинству горожан и в этом деле надо рассчитывать только на себя. Или дума может как-то повлиять на процесс жилищного строительства?
bq. Дума старается содействовать тем фирмам, которые помогают решить эту проблему. Пятнадцать лет в городе вообще не строили многоквартирные дома, брошенные коробки пятиэтажек резали глаз. Но вот процесс пошел, как говорил один деятель. И первопроходцем стала фирма «Архис». Она возвела новые дома на Райня 6-в и Райня 6-с. Сейчас строит дом на Стадиона, 6-а. Следующий объект – на улице Миера, 143. Еще две фирмы – «TETDEM” и “Land-INVEST” доводят до конца незавершенные дома на Новом Фоштадте. Есть проект детальной планировки для строительства в Ругелях. И, конечно, нашумевший проект небоскребов, предложенный фирмой “Ditton bыve”. То есть произошли качественные изменения, которые неизбежно повлияют на рынок жилья.

- Некоторые из проектов вызвали критику в прессе. Строят не там и не так…
bq. Про проект двадцатиэтажных домов уже столько говорилось, что не хочется повторяться. Но еще раз объясню. Возражения сводятся к тому, что будет застроен стадион и теннисные корты. Но новые теннисные корты фирма построит в парке, неподалеку будет возведен огромный спортивный комплекс. Так что устаревшие спортивные объекты все-равно пришлось бы убирать. По поводу строительства на Стадиона, 6-а. Все разрешения получены, все правила соблюдены. По закону, в течение месяца при обсуждении можно выдвинуть возражения против проекта. Письмо с требованием отменить разрешение “Буввалде” на строительство поступило тогда, когда дом уже наполовину построен. Дума просьбу авторов письма отклонила. Они могут обратиться в суд, но, поскольку все действия самоуправления и строителей законны, шансов на успех в этом деле нет.

Проблема в том, что у нас в городе бизнесмены используют для конкурентной борьбы газеты. Есть ли хоть одно выигранное дело о незаконном строительстве? Нет. Но умело создается шумиха, чтобы в глазах горожан опорочить политических и деловых конкурентов.

- Тогда ответьте на такой вопрос: почему фирмы, получающие участки под застройку, не могут подарить городу детскую площадку или несколько квартир? Ведь владельцы автоцентров или заправочных станций делали подобные шаги.
bq. Давайте разберемся. Владелец заправки на участке городской земли “стрижет купоны”. А кому принадлежит земля под многоквартирным домом? Жильцам этого дома. Получается, если мы потребуем от застройщика “бонус” для города, то фактически мы возьмем деньги у наших горожан, которые купят квартиры. Ведь эти дополнительные расходы будут возложены на них. То есть мы установим “оброк” для молодых, которые хотят вернуться из Ирландии, для хороших специалистов, которые уже заработали на новую квартиру, для тех же торговцев на рынке и так далее. И вы считаете, это правильно? Я лично убежден, что надо не нагружать тех, кто строит дома, а помогать им. Если честно признаться, за громкими криками протеста часто стоит элементарное желание самому получить лакомый кусок. Только ситуация вот какая. Я уже упоминал, что фирма “Архис” разработала детальную планировку территории в Ругели – под строительство жилья. Желающих возводить многоквартирные дома пока нет. Зато есть заявки на землю, с которой потом можно поступить как угодно – продать, например. Так кому мы должны помогать? Земельным спекулянтам или тем, кто ведет строительство жилья?

- Олег Николаевич, но Вас ведь тоже обвиняют в корыстных интересах, поскольку вы являетесь совладельцем строительной фирмы “Latgales Velve»…
bq. Вот еще одна высосанная из пальца новость. Эту маленькую строительную фирму мы с коллегами создали после развала общестроительного треста много лет назад. В Сейм я уходил с работы в этой фирме, и это открытая общедоступная информация. Ни зарплаты, ни дивидендов не получаю. Земельных участков фирме не выделяли. Строители просто выполняют заказы, в том числе и на жилых домах. И в чем тут мой интерес? В том, что и как профессиональный строитель, и как представитель администрации, и как горожанин, я хочу, чтобы город развивался?

24.08.2006 , 11:48

СВЕТЛАНА ЗАКАЛЕНОВА


Написать комментарий