Про войну, научившую жизни…

Когда началась Великая Отвественная война, детдомовец Геннадий Полянский, прибавив себе годы и подделав документы, вместе с другом дважды пытался сбежать на фронт, но был разоблачен бдительными работниками военкомата. Тем не менее, войны нашему герою досталось сполна: от рядового он дослужился до полковника, грудь ветерана украшают многочисленные ордена и медали, голову — седина, а на теле остались следы от ранений А еще война, по признанию бывшего фронтовика, научила его жизни. Но слишком большой ценой…

Сыном полка не стал

Геннадий родился в 1925 году в Томской области в Сибири. Потеряв в десятилетнем возрасте родителей, почти одновременно Гена с младшей сестрой были отправлены родственниками к бабушке в Тамбовскую область. Но бабка, не имея здоровья растить детей, отдала их в детдом, откуда подросток вместе с дружком не раз пытался убежать на фронт. Но этому поступку случайно помешала директор детдома. Каково было удивление беглецов, когда они, представ в чем мать родила перед членами мандатной комиссии, увидели в ее составе свою директрису, которая под общий смех “мандатчиков” сказала: “У вас еще не все выросло, чтобы воевать наравне со взрослыми”. “Но мы никак не могли представить себе, что война закончится без нас”, — вспоминает ветеран. Войну на время пришлось отложить. В январе 1943 года 17-летнего Геннадия призвали в армию в Моршанское пулеметно-минометное училище. Но закончить его он не успел, так как в связи с началом Курской битвы и планируемым наступлением советских войск новобранцев отправили на передовую. Молодняку предстояло заменить выбитых их строя, тяжелораненых и измотанных в боях солдат, которые, покидая позиции, говорили: “Мы на вас надеемся, сынки. Вы ж, милые, не посрамите нашу честь”. Во время распределения по частям Гена хотел попасть в разведчики, но был направлен в пехоту — в 264 стрелковый полк 241 стрелковой дивизии 27 армии Воронежского фронта.

Первый бой —он страшный самый

В окопах сидели по двое, в руках — СВТ, самозарядная винтовка Токарева, пару обойм к ней да несколько гранат. А впереди — вооруженные до зубов гитлеровцы, цепью шедшие на позиции советских солдат строем в полный рост, при этом непрерывно паля с пояса из “шмайсеров”. Было три часа утра. Едва светало. Кое-кто из красноармейцев, не выдержав психологической атаки, побежал. Рядовой Полянский, стреляя в немцев, был удивлен, что они не падали. Сказывалось волнение, слегка дрожали руки. Наступление гитлеровцев удалось отбить только потому, что в сражение вступили танки Т-34, наголову разгромившие врага. В том первом в своей жизни бою Геннадий был контужен, а его лучший друг Петя Запевала, погиб от взрыва мины. Танки и пехота тем временм ушли далеко вперед. На пути Геннадия и его напарника встретился застрявший в болоте танк, который Гена вместе с сослуживцем Василием помогли танкистам вызволить. В благодарность танкисты подбросили пехотинцев до передовой и посоветовали ждать своих. Вдруг пехотинцы увидели немецкий танк. Едва успели залечь в канаву, как громыхнуло два выстрела. Посчитав солдат мертвыми, танкисты укатили, а контуженные бойцы, придя в себя, побрели дальше, пока не встретились со своими сослуживцами. Кагэбэшники долго затем допытывались: как они оказались вблизи немцев, и почему остались живы.

Вперед — на Киев и Белгород!

Летом 1943 года с боями Геннадий Полянский дошел до Киева, форсировал Днепр. Утром 5 августа 1943 года 264 стрелковый полк вошел в Белгород. За боевые заслуги рядовой Полянский попал в приказ Верховного Главнокомандующего о поощрении. Однажды его вызвали в штаб, где сообщили, что вместе с другими он убывает на учебу в Брянское военно-политическое училище в город Халтурин Кировской области. В училище он узнал, что за боевые подвиги награжден медалью “За отвагу”. После окончания училища в ноябре 1944 года в воинском звании младший лейтенант Геннадий был назначен комсоргом 671 артиллерийского полка 213 Ново-Украинской дивизии 52 армии 1-го Украинского фронта, который принмал участие в боях на Сандамирском плацдарме в Польше. Под Прагой Г.Полянскому довелось участвовать в ликвидации немецкой группировки, прорывающейся для сдачи в плен американцам. Здесь 11 мая он и встретил день Победы. А когда уезжал в СССР насовсем, то на границе кагэбэшники отобрали у Геннадия трофейный аккордеон, а, самое главное, постарались вытравить из памяти все, что было связано с войной: отняли письма, фотографии, прочие бесценные документы.

Долгие годы службы

После войны Геннадий Полянский прослужил в армии еще долгих 33 года на разных должностях, в основном, связанных с политработой. Везде он был образцом командира и офицера, являясь авторитетом не только для начальства, но и, что немаловажно, для подчиненных. С боевой подругой-спутницей жизни Людмилой Константиновной они прожили без малого 60 лет. Есть дочь Наташа и 27-летний внук Сергей. Жизнь Геннадия Сергеевича складывалось более-менее удачно, если бы не война. Но и она, по признанию собеседника, не прошла для него даром. Как ни странно, суровое для страны время научило его очень многому, без чего он, заслуженный фронтовик, кавалер многих бовых орденов и медалей, полковник в отставке Геннадий Полянский как полноценная личность вряд ли состоялся бы: “Война научила меня жить в трудных условиях, трудиться не покладая рук, сильно любить и достигать цели. На войне я поклялся не опозорить память своих погибших друзей. И счастлив, что сдержал свое обещание. Но все это далось очень дорогой ценой”.

03.05.2006 , 12:01

Анатолий КРЫЛОВ


Написать комментарий