Друг или враг?

Латышская печать продолжает обсуждать решение сената Верховного суда, отменившего распоряжение министра внутренних дел о включении активиста Штаба защиты русских школ Александра Казакова в черный список. Неожиданный поворот сюжета вызвал в латышской половине общества эффект разорвавшейся бомбы.


Суд не прав!


Комментатор «Диены» Айварс Озолиньш заявляет, что «решение сената Верховного суда позволяет превратить правомерность в фарс». И что этот вердикт создает ряд проблем, поскольку «запрет на въезд в страну гражданам других стран является политическим, а не правовым». Ведь в визе можно отказать даже на основании простых подозрений. Причину отказа не надо объяснять и он не может быть оспорен в суде.

«Кажется, судьи руководствовались советской буквальной интерпретацией закона… Результат абсурден – суд, вопреки политическому решению министра о том, что Казаков может угрожать безопасности и порядку в Латвии, политически решил, что не может.

Это опасный прецедент для правомерности, если не для безопасности государства… У потенциальных террористов мамы тоже могут жить в странах, где они собираются шпионить или взрывать. Борис Березовский теперь очень логично может оспорить свое включение в черный список, обосновав тем, что люди, принимавшие решение, оценивали только опасность для государства, а не обстоятельства его жизни в Лондоне и эмоциональную связь с Латвией. Да и у Владимира Жириновского, также включенного в этот список, «эмоциональная связь» с ненавидимой Латвией «сильна до крика».

Решение сената не обязывает МИД Латвии выдать Казакову визу. Но нетрудно представить себе, как Казаков жалуется в суд на то, что МИД не позволяет ему навестить маму. Латвия может еще раз включить его в список нежелательных лиц, но наверняка Казаков опять пойдет в сенат», – пишет Озолиньш.

Урок для элиты


«Решение о включении Казакова в черный список основывалось на политических, а не на правовых аргументах, – пишет Виктор Авотиньш из «Неаткариги». – И политическую власть подвел один пустяк – стремление путать отношение к себе с отношением к государству. Но это не одно и то же.

Мы должны выполнять законы, но каждый из нас может публично сказать, что это глупые законы, что они нас дискриминируют и их надо отменить…

Сердиться на Верховный суд и искать закулисное влияние в этом случае не имеет смысла. Будем надеяться, что решение Верховного суда станет для политиков поучительным и в дальнейшем они будут стараться думать перед тем, как избавиться от нежелательных, укрепляющих оппозицию лиц… Лучше принимать решение не в состоянии «праведного гнева», а считаясь с правовым исходом. Практика, когда политическая власть забывает, что ее воля должна быть оформлена правовым образом, не только опасна, но и может поставить ее в положение глупцов.

Так и случилось, скажем – с Борисом Березовским. Один день его ласкают официальные должностные лица, на другой – включают в черный список… Глупо не только то, что высшие эшелоны власти публично продемонстрировали деление на «фракции» – за и против Березовского, глупо и то, что разделенные симпатии этой власти и кружки «фанатов» и кружки «антифанатов» обосновывают тем, что суд будто бы является юридической служанкой политических решений. А именно – неважно, что делал Березовский. Если он нам мил, и суд будет милым. Если же мы будем сердитыми, то и суд будет суров», – пишет Виктор Авотиньш.

27.02.2006 , 10:05

chas-daily.com


Написать комментарий