Нилс Муйжниекс: «Народ прозорливее политиков»

На интеграции пора поставить крест или все-таки есть пути к формированию нормального общества? - об этом размышляет доктор политологии Нилс Муйжниекс.


- Апофеозом раздрая в обществе явились последние выборы самоуправлений, которые прошли по национальному признаку. Даже из списков претендующих на центризм партий вычеркивались «не те» фамилии. Увы, я согласен с Янисом Юркансом, заявившим, что идея согласия в обществе не востребована. Те партии, которые выступали за интеграцию как приоритет, оказались на обочине политической жизни.

Боюсь, что и на выборах Сейма сыграет свою роль националистически настроенный латышский патриот, пробудив национализм русский. А националист – это не тот, кто любит свой народ, а тот, кто ненавидит других. Как в этом конфликте говорить об интеграции? Но! Сегодня ситуация в стране скорее мирная, чем взрывоопасная, и, согласитесь, несравнима с прошлогодней.

- Это затишье вряд ли сохранится. Радикалы уже выдвинули свой предвыборный лозунг – остановить натурализацию. И хотя Сейм отказался открывать закон о гражданстве, «тевземцы» и их последователи не остановятся…

- Это говорит о скудости их идей. Меня же больше тревожит, что и среди партий, считающих себя умеренными, непопулярно выступать за расширение процесса натурализации, за интеграцию общества. Да простит меня госпожа Алдермане, но ее дальнейшая судьба – лучший показатель отношения политиков к интеграции.

Сегодня она со своим Управлением натурализации и Агентство госязыка – главные силы интеграционных процессов. Отставка Алдермане будет означать победу национал-радикальных сил. Министр юстиции г-жа Аболтиня поддерживает Алдермане – это хороший знак. Но перед выборами нападки на Алдермане усилятся, и я не берусь предсказывать, как поведут себя те, кто находится во власти. Три партии на правом фланге, куда вторгается еще и ЛСДРП, будут бороться за один и тот же электорат – за голоса латышей. Они стали заложниками друг друга, и есть опасность их радикализации.

Сейчас развернется еще и диалог вокруг Конвенции по правам нацменьшинств. Отменив мониторинг, ПАСЕ определила Латвии «домашнее задание», а именно: исполнение требований конвенции. Мы провели научную конференцию по этим проблемам, была абсолютно нормальная дискуссия. Будет ли и дальше такой же спокойный и деловой разговор, не знаю.

Важно, кто и как будет готовить доклад правительства об исполнении конвенции, пригласят ли к участию неправительственные организации. Может получиться интересно. Если, конечно, подготовку доклада радикалы не используют в предвыборных целях.

- К мнению экспертов наши политики не привыкли прислушиваться. Гораздо привычнее обвинить тех, кто исповедует подлинно демократические ценности, в предательстве национальных интересов. Вот и вас не утвердили руководителем Госбюро по правам человека…

- У меня оказалось много недругов. До прихода в политику я критиковал многих, и они мне этого не забыли. Увы, спрос на «человека европейски мыслящего», а я, извините, к таковым себя отношу, – не самый популярный. Перед выборами в парламент Нилс Муйжниекс оказался не подходящим ни «Яунайс лайкс», ни Народной партии, про ТБ/ДННЛ я и не говорю. Извините за самоуверенность, но, думаю, если речь идет о борьбе за электорат, отказ от моих услуг – это большой минус для политической партии.

- Первая партия от вас не отказывается, она и выдвигала вас на разные должности. А с другой стороны, Первая партия по всем острым вопросам голосует вопреки либеральным принципам…

- Таковы правила игры, тут ничего нельзя сделать. Когда крупные «Новое время», Народная партия борются за национальный электорат, они будут бить и выталкивать более мелких. Конечно, Сейму не хватает мощного центра. Сложится ли он в будущем? Все будет зависеть от результатов выборов. Сейчас идут разговоры о приходе в Сейм Айварса Лембергса. Я думаю, он сделал бы политическую жизнь интереснее, а главное, прагматичнее, не превращая эти проблемы в разменную карту при решении экономических вопросов.

Вообще же надо подождать, когда сменятся поколения, когда увеличится число новых граждан. Пока новограждане не очень интересны для латышских партий, но когда их будет больше, появится серьезная мотивация для привлечения их голосов. Будут и новые политики – прагматичные, не зацикленные на исторических травмах. Будет влиять на ситуацию и европеизация Латвии с неизбежной переоценкой ценностей – как для латышей, так и для русских, а партии перестанут быть мононациональными.

Отрадный, конечно, факт, что в некоторых партиях уже есть представители нацменьшинств, но они как-то тихо работают, не контактируют между собой. Было бы интересно собрать русскоговорящих депутатов из разных партий. Хорошим показателем интеграции стал бы тот факт, если бы не только за постоянных оппозиционеров, а и за нынешние латышские партии голосовал и русский избиратель.

- Но для этого латышские партии должны сделать несколько шагов навстречу. Может быть, усмирить школьную реформу, признать православное Рождество, наконец, не издеваться над теми, кто приходит к монументу освободителям Риги. Кстати, сейчас выдвинута идея интеграции общества на основе одинакового понимания истории…

- Соглашусь с этими предложениями, кроме одного. Единого понимания истории нет и у специалистов. Важно определить общие исторические моменты, сближающие и латышей, и русских, и других. А они есть. Важно и то, кто приходит работать в школы – в латышские ли, в русские, какие акценты будут расставлены в учебниках. Если, как сейчас планируется, будет преподаваться национальная история, история латышей, трудно будет прийти к общему пониманию.

Статистика говорит, что 20-25 процентов латышей вступают в брак с партнерами других национальностей. Это хороший знак! Это в политике, на выборах, мы видим межнациональные неурядицы, этническое голосование и т. д. На уровне индивида такого, к счастью, нет. Народ прозорливее политиков. Это показывает, что что-то не в порядке с нашими политическими партиями, для которых «чем хуже, тем лучше».

Досье


Нилс Муйжниекс, доктор политологии, родился в 1964 году в Лос-Анджелесе, США, в семье латышских эмигрантов. Отец – врач, мать – искусствовед. Учился в Университете в Гренобле (Франция), в Институте международных отношений в Монтеррее, в Принстонском университете получил диплом бакалавра (1986), в Университете Беркли – диплом магистра политологии (1988) и там же начал преподавать.

В начале 90-х работал на радио «Свободная Европа» и «Свобода». В 1993-м защитил докторскую диссертацию и переехал в Латвию. С 94-го – директор Центра прав человека и этнических проблем. С 2002 по 2004 год – министр по делам общественной интеграции. В сентябре 2005-го Сейм не утвердил его на должность директора Госбюро по правам человека. С декабря 2005-го – преподаватель на факультете социальных наук Латвийского университета. Женат. Жена пианистка. В семье две дочери – 7 и 9 лет.

29.12.2005 , 10:05

chas-daily.com


Написать комментарий