За казенным рулем

Новый порядок сдачи практического экзамена вызвал разногласия между ДБДД и инструкторами автошкол

В Латвии с 1 октября вступает в силу новый порядок получения водительских прав. Отныне курсанты будут сдавать практический экзамен на машинах из гаражей Дирекции безопасности дорожного движения (ДБДД). Автопарк, приобретенный в лизинг, обойдется ДБДД в миллион долларов. Между тем представители автошкол уверены, что новые правила не пойдут на пользу начинающим водителям.

Презентация для любопытных

Поскольку 1 октября — выходной, первые курсанты на машинах ДБДД появятся на дорогах 3 октября. Вчера администрация ДБДД наконец-то позволила публике осмотреть автомобили, предназначенные для занятий. Приехав в назначенный час на экзаменационную площадку, Телеграф увидел две Audi A3 и две Toyota Corolla — блестящие, как новенькие игрушки.
— Всего машин закуплено 48 штук, чтобы хватило всем отделениям Латвии, — объяснил начальник отдела квалификации ДБДД Юрис Тетерис. — Почему выбраны такие дорогие модели? Их предложила лизинговая фирма, выигравшая конкурс. Договор с нею на использование техники заключен до 2008 года. Никакой трагедии в новых правилах нет. Я работаю в дирекции одиннадцать лет и помню, как в 90-е годы курсанты сдавали экзамены на казенных машинах. Потом ДБДД от подобной практики отказалась — техника обветшала до неприличия, а купить новую мы в тот момент не могли.
Журналисты осматривали машины и цокали языками: “Конфетки!” С этим глупо не согласиться. Голодные девяностые годы минули, ДБДД разбогатела и не пожалела денег на хорошие авто.
— Взгляните в салон, — пригласил заместитель начальника дирекции Алберт Круминьш. — Каждая машина снабжена двумя камерами видеонаблюдения.
Черные глазки объективов почти незаметны. Один установлен так, чтобы охватывать оба передних сиденья машины, держа под контролем поведение во время экзамена курсанта и инспектора ДБДД. Вторая камера нацелена на дорогу (в случае если претендент завалит экзамен и обвинит инспектора в субъективности, видеозапись превратится в доказательство его вины или правоты). Информация записывается на жесткий диск компьютера, который спрятан тут же, в бардачке экзаменационного авто. Хранится запись в течение шести месяцев.
Во время практического экзамена по вождению ведется и аудиозапись происходящего в салоне автомобиля, а дублирующая система управления снабжена сигнализацией. Практически это выглядит так: если инспектору пришлось нажать на педаль тормоза, чтобы остановить зазевавшегося курсанта, об этом сообщит особый звуковой сигнал.
Понажимав на контрольные педали, Телеграф констатировал, что сигнал не слишком громкий, но в целом способен сбить начинающего водителя с толку. Но и камеры, и сигнализация — мелочи, которые не должны особенно влиять на ход экзамена. Начинающих драйверов ждет другой подвох.




Разделят на всех


48 новых автомобилей для ДБДД предоставила фирма Baltijas autolizings. Общая стоимость контракта — 564 тыс. Ls без налогов. 18 машин останется в Рижском отделении ДБДД, остальные отправятся в Даугавпилс, Гулбене, Елгаву, Екабпилс, Лиепаю, Резекне, Талсы, Валмиеру, Вентспилс.


 


<table cellpadding=0 cellspacing=0 border=0 align=“left” style=“margin-top:5px; margin-bottom:5px; margin-left:0px; margin-right:5px;” width=150>Последние счастливчики въезжают на экзаменационную площадку на своих машинах.Присутствие инструктора теряет смысл?
Вместе с журналистами на презентацию пришли инструкторы рижских автошкол. На чистенькие машины они смотрели без особой радости.
— В новых правилах сдачи практического экзамена мы усматриваем много несправедливостей. Касается это как нас, инструкторов, так и начинающих водителей, — уверен работник автошколы BIK auto Арнис Гарьянс.
Обида у инструкторов на ДБДД нешуточная. До 1 октября курсанты сдавали практические экзамены на машинах автошкол (на них, собственно, и проходили обучение). Мало того что теперь учеников пересадят на незнакомые им авто, под вопросом участие в экзамене инструкторов. “Нам оставлено право сидеть на заднем сиденье, — говорят они. — Да и то, по слухам, курсантам для этого придется писать заявление в ДБДД”.
Впрочем, начальник отдела квалификации Юрис Тетерис слухи отмел как необоснованные.
— Нет, на первых порах заявлений не понадобится. Но если наш инспектор во время экзамена заметит, что инструктор подает ученику знаки или делает подсказки, больше его в машину не допустят!
Что же, с этим работники автошкол согласны — если инспектор провинился, можно его и выгнать. Но никуда не годится вовсе отстранять преподавателя от участия в экзамене. А именно к этому стремится ДБДД, что и подтвердил Телеграфу господин Тетерис: “Присутствие инструктора просто теряет смысл”.


“Как нас только не били!”
Работники автошкол признались, что не смогли вовремя объединиться в профсоюз, дабы сообща отстаивать свои интересы. Отчасти этому помешала позиция начальства.
— После первого общего собрания, на котором мы обсуждали организацию профсоюза, многие инспекторы получили от начальства предупреждение: “Будете бузить, потеряете работу!” — говорит Арнис Гарьянс. — Люди боятся.
— А почему вы не боитесь?
— Да нас уже как только не били!.. Отнимали лицензии. Выгоняли. Мы все равно стараемся отстаивать свои права, но из данной ситуации выхода не видим.
Многие инструкторы, собравшиеся на площадке вчерашним утром, подтвердили Телеграфу, что во время проверки не хотят оставлять учеников наедине с инспектором ДБДД: “Когда за экзаменом следят двое специалистов, он становится более объективным”.
— Многие ситуации на дороге можно трактовать по-разному. По профессионализму участия в движении любой инструктор на голову выше инспектора, — считает Юрис Дрейерс из автошколы BIK auto.
По мнению господина Дрейерса, не делает погоды и тот факт, что к 1 октября экзаменаторы ДБДД получили корочки инструкторов (дирекция заплатила 3 тыс. Ls за их переподготовку). “Чтобы стать профи, мало окончить курсы. Нужно обучить хотя бы одного курсанта”, — уверен Дрейерс.
Инспекторы, присутствовавшие на презентации машин, подтвердили Телеграфу, что обязательно будут участвовать в сдаче экзаменов. В меру сил. И в меру возможностей, которые предоставит им дирекция.
ДБДД: “Возможен спад…”
Телеграф проигнорировал предложение администрации ДБДД покататься на новой Audi A3. Пока участники презентации топтались вокруг автомобилей, мы задали начальнику отдела квалификации Юрису ТЕТЕРИСУ несколько практических вопросов.
— 3 октября дирекция начнет принимать экзамены по новым правилам. Как, по-вашему, это скажется на курсантах?
— Можно ожидать некоего спада. Понятно, что ученики будут особенно нервничать. Человеческий фактор со счетов не спишешь… Но думаю, что мы быстро вернемся к нынешним цифрам: сегодня экзамены с первого раза сдают 65% курсантов. Этот показатель неплох, мы его достигли недавно, изменив философию экзаменов.
— Каким это образом?
— Теперь инспектор ДБДД больше оценивает готовность курсанта к влиянию транспортного потока, меньше обращает внимание на технические ошибки.
— Ваши работники только на днях получили квалификацию инструкторов. Не боитесь доверять им новые машины?
— Нет. Хотя уверен, что первые дни экзаменаторы будут чувствовать большую нервозность. Им просто нужно время, чтобы набраться опыта. Что касается машин, то за каждым инструктором дирекции закреплен свой автомобиль — он за ним должен ухаживать, отвечать за его техническое состояние.
— Даже опытный водитель не чувствует себя уверенно за рулем незнакомой машины, а тут — курсант…
— При выезде на площадку ученику дается время на привыкание к машине. Разрешено исполнить одну фигуру на выбор, причем без оценки. После этого начинается экзамен. На него по-прежнему отводится около часа. В ближайшем будущем мы планируем отказаться от фиксированных маршрутов — путь станет определять сам инспектор.
— Теперь курсанту придется платить не только за экзамен, но и за использование казенной машины. Как это повлияет на цены?
— Если в среднем по городу использование машины автошколы стоило до 10 латов, то мы намерены брать за свой транспорт 6,90 лата.

29.09.2005 , 11:10

Телеграф


Написать комментарий