Война – ерунда. Главное – маневры…

Эта солдатская поговорка приходит на ум при виде попыток некоторых политиков и политтехнологов рекламировать идею создания очередной партии («Час» от 19 сентября). Идею для нынешних условий не только спорную, но и откровенно и очевидно безнадежную.


У новой правой русской партии в Латвии нет никакой перспективы


Никто не «шагает правой»?..


Трудно вообразить более надуманную причину низкой активности избирателя (в данном случае – русского), чем невозможность выбрать среди нескольких десятков (!) латвийских партий подходящую. Во всяком случае, до сих пор подавляющее большинство участников опросов в качестве причин своего политического равнодушия называли разочарование действиями политиков, а не отсутствие партии с определенной идеологической платформой.

Социальный спектр этих политически пассивных смещен скорее в сторону мало- обеспеченных, нежели успешных и состоявшихся в новой жизни. Почему при этом делается вывод о необходимости правой партии, остается загадкой.

Тем более что среди партий подчеркнуто или условно русских уже есть партии вполне правые. Конечно, если подразумевать под правизной классический общепринятый идеологический набор без своеобразных латвийских «кривых зеркал».

Например, ЗаПЧЕЛ. Да, да, не удивляйтесь. И не возмущайтесь: «правые либералы» – это вовсе не ругательство. Основные принципы их деятельности: либеральные ценности, приоритет индивидуальных свобод и прав личности – типично правые. То же самое в экономической части их платформы – это классический набор основных тезисов либералов-рыночников.

Пару лет назад в Латвии возникла еще одна партия – Консервативная, прямо ориентированная на интересы бизнеса. Новоявленные латвийские тори хотя и не позиционировали себя как русскую партию, но по набору действующих лиц и спонсоров организация получилась явно не латышская. Правда, ничем, кроме неудачных попыток обвешать все авто страны черными ленточками (и какой только политтехнолог надоумил их на такую, прости господи, некрофильскую акцию?), себя не зарекомендовали. Так что правый фланг совсем не пуст, но идеи почему-то не пользуются популярностью у избирателя. Почему?

Специфика латвийской политики


Один из вариантов ответа очевиден: недавний период латвийских «рыночных реформ» у основной массы избирателей ассоциируется не с осмысленным созиданием новой экономической системы, а с беззаконным переделом собственности в интересах нахрапистого меньшинства и откровенным разграблением существовавшего народного хозяйства. На таком фоне попытки «состоятельных и состоявшихся» предложить свои рецепты теперь уже в политике встречаются со вполне объяснимым подозрением. Да и сами рецепты «новых правых», откровенно говоря, не блещут. Что обещания решить национальные проблемы через экономику и компромиссы, что сведение критерия правизны-левизны государственной политики к (не) вмешательству чиновников в дела бизнеса.

Вот уже более 10 лет правая (правее некуда!) экономическая политика у нас успешно сочетается как с чиновничьим самодурством в отношении бизнеса, так и с национал-популистской демагогией для мобилизации латышского избирателя.

Что же касается решения национальных проблем через экономику, то это возможно там, где они имеют объективные экономические корни, скажем, из-за неравномерности хозяйственного развития регионов с разным этническим составом населения. У нас же главные проблемы нацменьшинств одинаковы и во вполне развитой Риге, и в депрессивных районах Латгалии: оскорбительное безгражданство, языковые запреты, латышизация школы.

И их корни принципиально иные – неравноправие законодательно установлено для юридического оформления государственной идеологии. Поэтому даже предлагаемый очень разумный вариант финансирования школы по принципу «деньги идут за учеником» будет отвергнут большинством – идеология самая трудная область для достижения компромиссов.

Если этнический сектор бизнеса хочет претендовать на значимую роль в политике и рассчитывает на поддержку избирателей, он должен продемонстрировать как минимум две вещи – социальную ответственность и этническую солидарность.

В период целенаправленного уничтожения в Латвии экономического наследия СССР русские бизнесмены проявили полнейшую безответственность, что же касается солидарности, то достаточно сравнить для контраста взаимоотношения еврейского бизнеса и еврейской общины. Поэтому совершенно непонятно, на что рассчитывают «50 правых русских».

В самом безобидном случае это будет создание дорогостоящей политической игрушки для использования в режиме «не догоню, так согреюсь»…

29.09.2005 , 11:05

chas-daily.com


Написать комментарий