Раевскис: в Латвии нет лидеров, которые бы побудили людей выйти на улицы

Хотя еще в среду обещалось, что в общественном протесте против новых тарифов «Latvenergo» примут участие тысячи, состоявшаяся в четверг акция показала, что на улицы готовы выйти только пару сотен разочарованных. Почему такой конфуз, и должны ли правящие политики сделать вывод, что все в порядке, на портале pietiek.com рассказал политолог Филипп Раевскис:

«Я думаю, что наша политическая культура все же не предусматривает поиск консенсуса с общественностью, и это уже бесконечный круг — политики не ищут консенсуса, так как не боятся давления общества, и общество не давит, поэтому политики не обязаны вести себя по-другому и искать решение.

Кроме того, в обществе все еще преобладает мнение, что нужно прибрать свой двор, тогда всем будет хорошо. Поэтому каждый сейчас больше думает о себе, у каждого свои проблемы, никто не заботился об общественных интересах в целом, не говоря уже об участии в крупных акциях и протестах.

Если оглянуться на недавние события, каким же бы результат так называемой Зонтичной революции — некоторые люди их этой группы зонтиков попали в Сейм. И что изменилось? Ничего. Они стали такими же депутатами, как и другие, и принимают такие же решения, как все остальные. Уже само по себе это довольно цинично по отношению к обществу.

Общественный протест — это инструмент, это не самоцель, он должен быть инструментом давления на правительство, политиков, с помощью которого общество указывает политикам, что не все в порядке. Вопрос в том, в чьих руках сейчас этот инструмент. Классически должен быть какой-то альтернативный центр влияния, признанные в обществе лидеры, которые могут говорить о тех вещах, которыми общество не довольно, и предложить правительству диалог. Если правительство не готово вести с этими лидерами какой-либо диалог, то они обещают, что выведут народ на улицы и парализую всю страну. Тогда и правительство понимает, что будут проблемы, что под этими словами есть основа.

Но у нас нет альтернативных общественных лидеров, которые могли бы мобилизовать большую часть общества и действительно вывести народ на улицы. У нас есть какие-то искусственно созданные социальные партнеры — профсоюзы, работодатели, которые сидят за одним столом с правительством, но за которыми фактически ничего не стоит. В значительной степени эти якобы социальные партнеры ничего не представляют и среди них нет тех лидеров, которые могли бы действительно мотивировать общественность выйти на улицы.

Кроме того, у этих так называемых социальных партнеров нет никакого влияния, правящие партии, которые до выборов подписали всякие соглашения, плюнули на этих социальных партнеров и ничего не произошло. Поэтому и нет протестов, так как нет лидеров, которые могут мотивировать общественность и заставить людей идти на улицы в знак протеста.

Мне трудно представить, кто может стать таким лидером, который бы призвал общественность протестовать. Есть у нас такие? Пока не вижу».


Написать комментарий