Сатановский: Каддафи получил полное право на теракты в Европе 2

21 марта силы международной коалиции возобновили удары по Ливии. По данным Le Figaro, на рассвете были нанесены удары по ливийским танкам и бронетранспортерам. Кроме того, по данным британского министерства обороны, подверглись бомбардировке «ключевые центры ливийской системы ПВО», а также военные объекты около городов Триполи, Мисурата и Сирт.

Председатель объединенного комитета начальников штабов США адмирал Майкл Маллен заявил, что следующим этапом операции международной коалиции «Одиссея. Рассвет» (Operation Odyssey Dawn) в Ливии может стать удар по линиям снабжения сил ливийского лидера Муамара Каддафи. После первой волны ударов по системе ПВО и по бронетехнике вблизи линии укреплений оппозиции «мы попробуем отрезать линии снабжения», заявил американский военачальник.

В свою очередь, Муамар Каддафи назвал воздушные удары по Ливии «неприкрытой агрессией» и заявил, что народ Ливии готов к войне. Ливийские СМИ заявили о гибели 64 человек. Кроме того, по их данным, более 150 человек получили ранения.

Как будет решаться судьба Ливии, рассуждает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

– Евгений Янович, что реально происходит в Ливии?

– Происходит интервенция – без малейшего желания вести сухопутную операцию (без которой интервенция бессмысленна), без толкового плана действий. Союзники бомбят объекты из всех трех эшелонов целей, которые предполагалось бомбить последовательно. Совершенно, кстати, непонятно, кого вообще там бомбить. Отличить с воздуха прокаддафиевские силы от антикаддафиевских можно разве что по флагам. Но кто, спрашивается, мешает Каддафи развернуть над своими подразделениями трехцветные знамена, подойти к Бенгази и всех там вырезать?

Все это производит впечатление дурного копирования операции в Ираке и Афганистане. Все слеплено «на коленке», все абсолютно несогласованно. Начинать военную операцию следовало, когда Каддафи сидел в Триполи осажденный, и было понятно, что вот-вот его свергнут. Наконец, непонятно, что собой представляет оппозиция в Ливии. В отличие от Йемена, где оппозиция опирается, действительно, на влиятельные имена, в Ливии ничего подобного нет. Это внутриплеменные разборки, в которые, с какого-то перепуга, рванулась Европа.

– Почему, кстати, она рванулась?

– Версий много. То ли Саркози дико обиделся, что его назвали клоуном, и попросили 50 миллионов евро назад, а отдавать их не хочется (сын диктатора Саиф аль-Ислам заявил Euronews, что у него есть документальные доказательства финансирования Ливией предвыборной кампании Саркози в 2007-м. – прим.).

То ли Берлускони возмущен тем, что в Италию вместо ливийской нефти вот-вот пойдут миллионы нелегальных иммигрантов – а ведь он так хорошо общался с Каддафи, и снабжал его девушками сопровождения. То ли Дэвид Камерон обиделся за то, что Англия отпустила ливийца Абдель Басита Али Мухаммеда аль-Миграхи, осужденного пожизненно по делу о взрыве пассажирского самолета над городком Локерби в 1988 году (это было в августе 2009 года, – «СП») домой. Отпустили его потому, что он теоретически был смертельно больной, а на земле Ливии мгновенно выздоровел – в итоге Великобритания попала в глупейшее, позорнейшее положение.

То ли Барак Обама перед выборами хочет продемонстрировать: неважно, что он провалил Ирак и Афганистан, из-за идиотского популизма выводя оттуда войска, и оставляя эти территории в руках Ирана и террористов. Он, Обама, все же крепкий парень – главнокомандующий, президент Соединенных Штатов. Что называется The President. Но тогда непонятно, в чем отличие между Обамой и Бушем. Ведь Обама повсюду позиционируется как миротворец, а Буш как агрессор – но почему теперь это так?!

Другими словами, ситуация весьма глупая.

– Ваш прогноз: как будут развиваться события?

– Прогнозы в данной ситуации – вещь неблагодарная. События сейчас на развилке – что угодно может пойти как угодно.

Каддафи может спокойно, на земле, без авиации, задавать оппозицию. Каддафи могут убить, и тогда Ливия, скорее всего, расколется. Каддафи может подтянуть дополнительных наемников из Африки, вытащить из загашников системы ПВО, и начать сбивать западные самолеты. Каддафи может пустить брандеры (корабль, нагруженный горючими либо взрывчатыми веществами, используемый для поджога и уничтожения вражеских судов, – «СП») против кораблей Шестого флота США, которые сейчас барражируют его побережье. Наконец, Каддафи может пустить в ход химическое оружие – у него есть иприт, зарин, нервно-паралитические газы. Это самый плохой сценарий, но возможный. И кто сказал, что химическое оружие он может использовать только на своей территории, вообще-то Каддафи атаковали извне?!

Как видите, сценариев много. Чего нет – так это сценария установления демократии в Ливии. Тем более, в ливийской оппозиции сидят «Аль-Каида», исламский орден сенуситов (суть сенусизма – возврат к чистому исламу, создание исламского государства, джихад против неверных), и много чего другого. Есть опция, что Каддафи, может быть, и свергнут, но результат окажется хуже, чем при Каддафи.

– По вашим ощущениям, операция в Ливии – это надолго, или дело решиться в течение двух-трех недель?

– Такого рода операции быстрыми не бывают. Что значит, двух недель? Блицкриг – вещь, конечно, хорошая. Помнится, фюрер, когда нас атаковал в 1941-м, тоже собирался довольно быстро дойти до Москвы. Даже и дошел, но все затянулось, а потом все дошли обратно до Берлина. Поэтому в Ливии никакой быстроты не будет.

– Американцы полезут в Ливию по полной программе?

– Никто этого не знает. Пентагон лезть не хочет. Америка демонстрирует флаг, потому что довольно глупо, если закусивший удила Саркози начнет войну, а Америка скажет: «Да ладно, Сарко, разбирайся в одиночку!» И кто тогда в доме хозяин, кто главная сила в Средиземноморье, какого дьявола тогда держать блок НАТО?!

Но, конечно, на ливийскую территорию американцы идти не хотят. Что, в общем-то, не отменяет простой факт, что они вполне могут там оказаться. Это случится, если ситуация затянется. Если начнутся потери среди атакующих самолетов, а тем более кораблей. Если Каддафи дорежет в Бенгази оппозицию.

Буш-старший тоже не хотел идти в Ирак: остановился на границе, пытался играться бесполетными зонами. А потом все же добил Саддама, и Саддама повесили. Только испытали от этого счастье в Ираке и в регионе, да и в самой Америке? Сомнительно!

– Как в этой ситуации вести себя России?

– Россия уже себя разумно ведет. Россия вместе с Индией, Китаем, Бразилией и Германией воздержалась при голосовании в ООН – это хорошая компания. Россия дала возможность, не поссорившись из-за Каддафи с Западом, делать всем, кто хочет, все, что они хотят. Потому что часто говорят: «Мы обязаны были прикрыть, использовать право вето…». Ну, мы в Ираке использовали право вето – и что? Использовать реально можно только то, что не опозорит вас. А если вы использовали право вето, а его не учли – что ж это за вето?!

Сейчас Россия предлагает всем, кто хочет воевать, испытать эту возможность. В то же время всем, кто хочет прикрываться Россией, стравливая ее с западниками – делать это самостоятельно, без России. Тем более, Лига арабских государств тоже против Каддафи, и чего ради мы вместе с Чавесом и Лукашенко должны спасать Каддафи? Или у нас такой же статус в мире, как у Белоруссии и Венесуэлы?! Нет, немножко другой.

– Поговаривают, Каддафи развернет теракты против Италии и Франции. Это возможный сценарий?

– Полагаю, сегодня Каддафи имеет на это полное морально-политическое и военное право. Против него война – он воюет против тех, кто против него. Как говорят в таких случаях на Сицилии, в мафии, «грабить грабителей, являющихся грабителями грабителей – не грабеж». Вполне возможно, Каддафи заявит о себе – с помощью того же химического оружия. Пошлет, так сказать, привет с Первой мировой – иприт и зарин достаточно памятны европейцам.

Но гораздо более опасны, чем теракты, для той же Италии, да и для Франции – миллионы нелегальных иммигрантов, которые шли туда из Африки, и вот-вот пойдут опять. Раньше Каддафи топил их в Средиземном море, выбрасывал на смерть в Сахару. А с чего он будет делать это теперь?

– У нас много туристов ездят в Италию и Францию. Общий уровень безопасности в этих странах сильно пострадает?

– Пока еще нет. Вот в Северную Африку ездить сейчас не надо. Про поездки в Египет – я развожу руками: кто хочет рисковать детьми, может быть, съездит туда сначала сам, и живым вернется? А вот в Италию… Сейчас не надо ездить на Сицилию – количество выходцев из Африки, да и из арабского мира, на острове чрезвычайно высоко. Что касается Франции, ситуация такова, что я перестал ездить в Париж с начала 1990-х. Это уже другой Париж, слишком магрибинский и африканский город. Криминал, связанный с выходцами из Северной Африки, достиг высочайшего уровня в Испании и Франции. Конечно, теракты там возможны: там полно исламистов.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Бывший начальник береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты ВМФ РФ генерал-лейтенант запаса Игорь Старчеус

- Игорь Евгеньевич, как по вашему, ограничится ли коалиция нанесением воздушных ударов по Ливии или это лишь огневая подготовка к наземной операции?

- Думаю, многое зависит от анализа политических и военных результатов ракетных и авиационных налетов. Понимаете, те, кто сегодня планирует операцию – это люди успеха. Им нужно закончить все быстро, триумфально и без серьезных потерь. В случае, если все затянется, они могут пойти на попятную и на сухопутное вторжение не решатся.

- А если все пойдет гладко?

- Тогда укатают страну бомбами и ракетами до состояния, чтобы там хоть что-то перестало шевелиться. Как было в Югославии или в Ираке. В этом случае развить успех могут поручить наземным частям.

- Но это если все гладко. А если начнутся осложнения? Не военные – при том состоянии, в котором находится армия Каддафи, это вряд ли. Однако вдруг у коалиции возникнут политические проблемы? Пацифистское движение в собственных странах, нарастающие протесты в арабском мире…

- Это если дело затянется.

- Ну, да. Тогда придется обойтись без вторжения сухопутных сил. Так?

- Не исключено.

- А одними ударами с воздуха удастся достичь заявленных политических целей? Прежде всего, отстранения от власти Каддафи?

- Полагаю, могут достичь. Сначала абсолютно выведут экономику из строя. Потом предъявят ультиматум и приведут к власти пусть даже малочисленную оппозицию. В новой системе власти места для Каддафи не останется. Это если он вообще уцелеет.

Досье

Согласно сообщению Guardian, одна из ракет разрушила штаб военного командования армии Каддафи, расположенный на территории резиденции ливийского правителя в Триполи. Известно, что в ночь c 20 на 21 марта союзники выпустили серию ракет. Подводная лодка класса «Трафальгар» британских ВМС уничтожала наземные цели противовоздушной обороны ракетами «Томагавк». Еще четыре ракеты этого же типа выпустили ВМС США. Число залпов и пораженных целей не уточняется.

Бомбардировки Ливии пока не привели к коренному перелому в противостоянии. Верные Каддафи войска предприняли новые попытки штурма Бенгази и Мисраты, находящихся под контролем повстанцев. Лидеры последних заявили телеканалу «Аль-Джазира», что с начала боевых действий против повстанцев в стране погибло не менее 80 тысяч сторонников восстания и мирных жителей. Представители лояльных ливийскому правителю госструктур винят, в свою очередь, союзников в гибели 64 человек со стороны мирного населения и лояльных Каддафи войск.

В интервью Guardian лидеры повстанцев признаются, что их главные опасения связаны с тем, что союзники могут остановить операцию: тогда восставшие обречены на гибель от рук солдат Каддафи. Сами союзники всерьез опасаются быть втянутыми в затяжной конфликт. Глава комитета начальников штабов США адмирал Майкл Маллен утвердительно ответил в воскресенье на вопрос американского телеканала CBS, может ли операция коалиции в Ливии перерасти в тупиковое противостояние.


Написать комментарий

операция ,,Демократия.Закат,,-?Тогда мы идем к вам...

в Ливии нет демократии? - ну тогда мы к вам!
етот лозунг НАТО мне начинает все больше нравится!

Написать комментарий