Липман: компенсации евреям для меня очень болезненный вопрос

Сегодня в Латвию прибыл специальный посланник США по вопросам Холокоста Дуглас Дэвидсон, чтобы обсудить с правительственными чиновниками и представителями еврейской общины возврат отчужденной во время нацистской оккупации собственности евреев или о компенсации ее стоимости. Этот вопрос в Латвии поднимался и раньше, но ясного ответа не дало ни одно правительство.

И сейчас политики оправдываются, что не знали об этом визите, и напоминают, что бюджетная ситуация уже и так тяжелая и на компенсацию потребуется 30 миллионов латов. Кроме того, в обществе не поддерживают эту компенсацию — 60% опрошенных сказали «нет». Местные евреи стараются не поднимать этот вопрос, но инициатива исходит из-за океана, к тому же на очень высоком уровне. Как оценить ситуацию и что думают об этом сами представители еврейского народа, портал pietiek.com спросил у предпринимателя Кирова Липмана, у которого национальность «еврей» вписана в паспорт.

К. Липман: – Мне очень не нравится, что время от времени этот вопрос поднимают. Для меня он очень болезненный, потому что вся моя семья была расстреляна, мы с мамой остались вдвоем. И каждый раз, когда начинают говорить о собственности и компенсациях, во мне вспыхивают это болезненные воспоминания. Мы были очень богатой семьей до войны, у нас было много имущества, но я никогда не боролся за его возвращение. Я считаю, что слишком болезненно это все восстанавливать, больно об этом говорить. Нужно жить дальше, стремиться самому достичь высоких результатов, а не бороться за что-то, чего достигли мои предки. И моя мать считает, что не надо бороться за эту собственность. Что было — то прошло.

Но как только этот вопрос появляется на повестке дня, сразу всплывает очень много негатива. И это очень больно. Я открываю портал «Delfi» или «Apollo» и читаю, что там пишут, то чувствую, что отношение общества к евреям очень негативное. Даже если бы я не был был евреем, мне было бы очень неприятно это читать.

Но вопрос о компенсациях евреям время от времени появляется на повестке дня, вызывая такую реакцию общественности …

Я думаю, что правительство должно однажды поставить точку на этих спорах и дать ясный ответ. В противном случае, ни «да», ни «нет», и все продолжается. Я считаю — если уж один раз во времена [Айгара] Калвитиса не удалось, то теперь тем более, так как страна в очень плачевной ситуации. Теперь нужно думать не о том, что у кого потребовать, а как поднять страну. Это важнее. На мой взгляд, этот вопрос нужно было намного тише обсудить внутри правительства, принять недвусмысленное решение и покончить с этим. Общественная дискуссия только накаляет страсти, что для многих болезненно.

Чувствуете ли Вы негативное отношение к себе как к еврею?

Нет, никогда не чувствовал, возможно, многие не знают, что я еврей, и думают, что я латыш, потому что мы на протяжении многих поколений жили в Латвии, и я считаю, что Латвия — моя родина, моя земля, о которой мне нужно заботиться. Но отношение к евреям действительно очень негативное — как будто все мы воры и негодяи. Конечно, среди евреев, точно так же, как и среди представителей других национальностей, есть преступники и недобросовестные люди, но у какой нации таких нет? Но есть и совсем другая статистика, например, в США живут пять миллионов евреев. Большинство миллионеров Америки евреи. Большая часть лауреатов Нобелевской премии евреи. Евреи исторически были вынуждены бороться, думать, как выжить, потому что такие обстоятельства сложились исторически. Поэтому мы и привыкли думать, бороться, не сдаваться, поэтому есть и результаты.

И негативное отношение — это зависть?

Я думаю, что да. Зависть не только среди жителей Латвии, она по всему миру.

Но вернемся к компенсации. Если правительство решит, что выплатит компенсацию, вы подадите заявку?

Нет, разумеется. Я считаю, что правительство должно четко сказать, кому полагается компенсация, а кому — нет. И частным лицам ничего компенсировать не нужно.

Почему? У исторических жителей Латвии денационализировали же имущество?

А кто из них вообще остался жив? Да, денационализировали, таково было решение государства. Я не хочу это сравнивать и комментировать.

Сейчас министр иностранных дел высказался насчет этих компенсаций…

В этом несчастье Латвии. У нас министры меняются каждые полтора года. Сначала он только учится, усваивает все, но когда его уже можно привлекать к ответственности, то у нас уже другое правительство. Когда в Латвии будет одно проработавшее четыре года подряд правительство, которое можно будет привлечь к ответственность, тогда и начнется развитие государства. А сейчас каждый что-то скажет, поучится, и затем срок его полномочий истекает.


Написать комментарий