Нарушитель протокола: почему министра иностранных дел не будет в Москве?

На днях Гиртс Валдис Кристовскис одновременно сделал два заявления: в Риге он осудил осквернение еврейских памятных мест, а вместе с министрами иностранных дел Восточной Европы призвал ввести уголовную ответственность за отрицание преступлений тоталитарного коммунизма.

На первый взгляд шеф МИДа говорит о разном. На самом же деле — об одном и том же.

Как известно, выходец из Tēvzemei un Brīvībai — партии, которая десять с хвостиком лет назад переиздала нацистскую антисемитскую агитку Baigais Gads, — очень хочет быть президентом. В этом ранге ему пришлось бы встречаться с главами других государств. К примеру, с президентом Израиля.

А вот что сказал Шимон Перес: "Сталин победил Гитлера, а роль России в деле победы во Второй мировой войне огромна. Русские за эту войну заплатили ужасную цену, и, может быть, в таких обстоятельствах жестокость была необходима… Как Сталин, так и Гитлер как диктаторы похожи, однако их идеологии разные. Не нужно забывать тех вещей, которые имели место только в Германии. В России были концлагеря, однако газовых камер не было".

Так что с гипотетической встречей Кристовскиса с израильской стороной могут возникнуть некоторые сложности. Кстати, они уже появились с Россией. Латвийская сторона поспешила заявить, что, мол, присутствие министра иностранных дел в Москве не является жизненно необходимым. Что ж — сверимся с мнением латвийских специалистов. Книга Айи Одини "Протокол", стр. 70. "При государственном визите президента государства порядок членов делегации (всего полагается ввести в нее 15 человек) таков: 1. Президент государства; 2. Супруга президента государства; 3. Министр иностранных дел…"

Значит, то, что Кристовскис в Москву не поедет, либо явное нарушение протокола, либо факт объявления его нежелательным лицом. В обоих случаях — не самое красивое в дипломатической практике явление.

Хотя наш "герой" нарушает куда более важный протокол. Тот, что сложился после Второй мировой войны и четко отделил Победителей и Основателей ООН от преступников, осужденных Нюрнбергским трибуналом и учреждениями, действовавшими хотя и не под его началом, но вполне в его духе.


Написать комментарий