Михаил Губин: Праздник, который всегда

Неожиданно зарядившие дожди и грозы, в принципе, подтверждают теорию насчет их неразрывной связи с латышскими народными песнями и особенно танцами.

Как известно, латышские танцы включают в себя элементы древних земледельческих обрядов. В том числе и для вызывания столь нужного крестьянам дождя.

Перед нынешним Праздником песни и танца школьников проводились многочисленные репетиции, школьники танцевали и пели по всей стране – и вот, пожалуйста. Результаты на небе. И на земле. Вот как сильна древняя народная магия!

Начавшийся вчера 10-й Праздник песни и танца школьников, как можно судить по его номеру, является наследием страшной оккупации. То есть, зародился он в советское время.

Согласно историческим свидетельствам, эта идея принадлежит Вилису Петровичу Самсонсу, Герою Советского Союза, академику, в годы войны – командиру 1-й Латвийской партизанской бригады. Он, кстати, и поныне жив.

В 1960 году Вилис Петрович был министром просвещения Латвийской ССР. Он и составил такую программу образования, что каждому латышскому школьнику два раза в неделю нужно было петь в хоре. Вот тогда-то и возникла идея проводить отдельные праздники песни и танца школьников.

Вот так Самсонс способствовал укреплению национального сознания латышей. Согласно новым историческим исследованиям, он действовал не один. Ему помогал зампред Совмина Эдуард Берклавс , будущий основатель партии ДННЛ.

Про исторические исследования я упомянул не просто так. Если история Всеобщих Праздников песни достаточно хорошо изучена – есть крупные специалисты, которые только этим и занимаются, то историю аналогичных праздников школьной молодежи принялись изучать совсем недавно. А обнародовали только в этом году – на выставке в Музее латышского писательства и музыки.

И тут же сделали открытие – оказывается, школьные праздники песни на самом деле берут свое начало в 1864 году. Когда в Дикли, ныне Валмиерского уезда, состоялся первый Праздник песни, надо понимать, местного значения. Но исследователи нашли его описание, составленное местным священником. И он упоминает тот факт, что перед выступлением мужских хоров там пели 120 детей из четырех волостных школ.

Если это так, то нумерацию праздника надо менять. И историю. Правда, тогда получится, что возник он при проклятом царизме, в тюрьме народов – Российской империи.

Но выяснилось и другое. Оказывается, подобные праздники песни и танца школьников проводились и зарубежными латышами. С 1946 года – в США, Канаде, Англии, Австралии. А в 1964 году на Празднике песни европейских латышей в Гамбурге состоялся детский утренник. Так что еще неизвестно, какие латыши это первыми придумали – советские или антисоветские.

Как бы там ни было, нынешний праздник песни и танца школьников включен в календарь празднуемых дней ЮНЕСКО на 2010-2011 гг. Если перефразировать слова народного поэта Яниса Петерса, утверждавшего, что праздники песни – это латышский рай, можно сказать, что сегодняшний праздник – рай для латышских школьников.

Как я узнал из газет, на этом празднике был введен соревновательный момент – состоялись так называемые “Войны хоров”. Совсем как в популярной латышской телепрограмме школьные вокальные коллективы состязались, кто кого перепоет.

Меня, кстати, всегда удивляло, что такого не было раньше. Итоги Праздников песни подводили только по количеству участников. Но нигде я не встречал статистики типа: на этом празднике исполнено на столько-то песен больше, чем на предыдущем. Или что такой-то танцевальный коллектив впервые внес новые элементы в старинный танец лесорубов.

Как-то пресса все больше пишет, сколько танцоров и певцов отравились и с какими травмами обращались в медпункт.

Например, во время Праздника песни и танца школьников 2005 года медицинская помощь была оказана 1444 его участникам. В больницы было доставлено 115 человек – 106 участников праздничных мероприятий, четыре организатора и пять зрителей. Больше всего участников праздника поступило в Детскую клиническую больницу – 70 детей, в том числе 17 с травмами. Кстати, в том году в Ригу приехало 35 тысяч участников, хотя как сообщалось, готовились 93 тысячи.

В этом году принимают участие 30 тысяч 975 человек, представляющие 1 тысячу 305 коллективов. Из них 12 687 поют, 13 760- исполняют народные танцы, остальные – музыканты и прочие.

Вот, казалось бы, с чего латвийским школьникам веселиться? Особенно сельским. Там у них закрывают школы и больницы, а также дома культуры. Сокращают автобусные рейсы. Поля зарастают, люди спиваются.

И будущее у нынешних школьников тоже ненадежное. Скорее всего, они уедут.

А они поют. И танцуют. И вырастут – будут петь и танцевать. И голосовать. И снова петь.

По-моему, в этом и есть главная загадка латышской души.


Написать комментарий