Цербулис: Умные американцы помнят — тут всегда правил кто-то другой… 1

фото: Бизнес&Балтия
фото: Бизнес&Балтия

Американские инвесторы считают события в Крыму фактором риска для Латвии, и понимают — против геополитики ничего не сделают ни они, ни мы.

О этом в интервью газете «Бизнес&Балтия» рассказал Карлис Цербулис, вице-президент американской инвестиционной группы New Century Holding (NCH) в странах Балтии.

— Наш посол в США недавно говорил, что после событий на Украине многие американские предприниматели спрашивают, насколько в нашу страну безопасно инвестировать. Для них Латвия и Украина – это один регион, значит, и риски тоже общие. Вам таких вопросов не задавали?

— Знаете, у умных людей такие вопросы никогда не изчезали. Те, кто смотрят глубже в историю, видят, что тут обычно правил кто-то другой. И что годы независимости – это исключение. Что изменилось после событий на Украине: теперь такие вопросы возникают уже у более широкого круга людей. И я не знаю, что на это ответить... Я всегда говорил, что Латвия – самая независимая страна на свете, потому что от нас ничего не зависит. К сожалению, как большие решат, так и будет.

Вопрос лишь в том, являемся ли мы достаточно нужными, чтобы Запад нас спасал, если Восток захочет нас забрать. И даже если такой конфликт случится, и нас будут спасать – вопрос, останется ли на этом месте хоть что-то. Или же нам просто повезет, и мы сможем жить более-менее спокойно, а они пусть разбираются в других местах. Я не знаю ответов, это ведь геополитический вопрос, а не экономический. Но если здесь случится что-то подобное тому, что было в Крыму – это будет проблема совсем другого уровня для самой Европы, и для мира.

— В последнее время у вас не было сложностей с американскими инвестициями, они после Крыма не остерегаются Латвии?

— В середине февраля мне нужно было выступать перед инвесторами в Нью-Йорке. И меня удивило их спокойствие: представители американских фондов больше концентрировались на экономических аспектах, а не на геополитике. Это большие ребята, которые понимают: случись что, против геополитики ничего не сделают ни они, ни мы. И если в итоге что-то случится, нужно будет просто жить дальше, и идти вперед. Но каждый из нас надеется, что ничего такого не произойдет.

— У вас есть ответ на вопрос, почему за последние 20 лет американские инвесторы в Латвию по большому счету так и не пришли?

— Это правда – их недостаточно. Даже Литва сумела привлечь больше инвесторов, например, в создание бэк-офисов американских компаний. Почему не удалось – не знаю. Но целью для Латвии могло бы быть даже не создание тут крупных американских производств, а какое-то участие американских компаний в местной экономике, чтобы они тут что-то делали.

— Какие проекты у вас актуальны в этом году в Латвии, сколько планируете инвестировать?

— Наши интересы не изменились: продолжим реализовывать начатые проекты, и надеемся начать много новых, которые были заморожены или перепрофилированны. Надеемся, что наши производственные активы – Gro Glass, Sidrabe, Nordic Home, — будут развиваться. Например, Sidrabe в прошлом году по обороту приблизилась к отметке в 10 миллионов евро (годом ранее, в 2012-м, оборот компании составлял 3,7 млн евро, — С.П.). Инвестировать пока будем главным образом в строительство. Думаю, около 10 миллионов долларов вложим.


Написать комментарий

Глас вопиющего в пустыне.